Yota написала нам на рекламных щитах: «Всего!»

Как всегда в своей двусмысленной манере: то ли поздравляет с Новым годом, то ли прощается, уходя с рынка. Второй вариант – тоже не лишен смысла.

После метаний между стандартами 4G как-то стала не очень понятна модель дальнейшего развития йотовского бизнеса. Сначала забили на WiMAX: мол, сеть плохо работает, потому что в этом стандарте ничего сделать нельзя, то ли дело LTE. Но героически построенную сеть LTE в Казани Yota открыла ровно на один день. Потом пришлось закрыть, поскольку Россвязьнадзор сказал: вам тут не Европа – частотные лицензии дали на WiMAX, вот и стройте WiMAX. И что – снова WiMAX строить и развивать, на котором ничего сделать нельзя?.. А тут еще окончательно суд проиграли по поводу полученных втихую лицензий на частоты, которые сейчас отбирают обратно.

Посмотрите, что происходит с абонентской базой Yota. В своих пресс-релизах компания пишет (а СМИ вынуждены повторять) «чуть менее 600 тысяч», «чуть более 600 тысяч». Странные для PR обороты речи – «чуть менее», «чуть более». Берусь утверждать, что с начала 2010 года до середины лета абонентская база Yota болталась на уровне 340-350 тыс. Потом компания начала давать рекламу, и какая бы дурацкая она ни была, реклама есть реклама – численность базы к октябрю подтянулась к 400 тыс. В декабре она составляла 415-420 тыс. Я говорю о тех, кто платит регулярно, разные некоммерческие тарифы тут учитывать смысла нет.

На 2009 год, когда сеть Yota была запущена в коммерческую эксплуатацию, план был – 400 тыс. активных абонентов. Этой цифры добились только к концу года 10-го. Т.е. этого года для Yota как бы и не было. Не зря она в самом конце 2009-го поздравляла всех (на рекламных щитах) сразу с новым 2011-м. А сейчас всем говорят «Всего!»…

Странный бизнес, но для Сергея Адоньева, главного инвестора Yota, все не так уж плохо. Осенью мне попадалась новость про Чемезова, начальника Ростехнологий, которым Адоньев еще в начале 2009 года предусмотрительно продал 25% акций Yota. Чемезов сказал, что стандарт 4G – дело нужное и для его развития Ростехнологии выделяют 15 млрд рублей. Бюджетных, конечно, Ростехнологии – госкорпорация. 15 млрд рублей – это $500 млн, столько (как минимум) Адоньев вложил в Yota. Вот инвестиции и отбились.

Российская венчурная компания, где я сейчас работаю, сделала новогодний календарь. «Для инновационных компаний выход есть всегда!» -- написано на нем, и для каждого месяца приведены известные примеры таких удачных выходов. Это либо IPO, либо M&A (продажа компании стратегическому инвестору). Вот и для Адоньева выход нашелся, хотя и промежуточный.

А для Yota, глядишь, еще и новый инвестор найдется. В середине декабря в Москве была конфренция TechCrunch (известная западная интернет-площадка про инновации и венчурные инвестиции впервые проводила свою конференцию в России). Первым, кого я увидел, придя на конференцию, был Денис Свердлов. Наверно, инвесторов приглядывал...

Автор: Александр Абрамов.

Тематики:

Ключевые слова: WiMAX, Yota, Yota.ru, Yota 4G, Yota WiMAX