Директор по планированию и развитию сетей доступа ОАО «ВымпелКом» Юрий Маленков: «Регулирование рынка аренды технологических позиций при активном участии операторов и государства — залог развития отрасли»

Все операторы сотовой связи в качестве основных трендов последних лет, оказывающих существенное влияние на развитие отрасли, называют два: трафик сети передачи данных растет невероятно быстро, а выручка от традиционных услуг — нет, в связи с чем компаниям приходится изыскивать дополнительные ресурсы для обслуживание сети. Одним из способов оптимизации издержек в «ВымпелКоме» считают сокращение затрат на аренду технологических позиций — этой теме был посвящен доклад директора по планированию и развитию сетей доступа ОАО «ВымпелКом» Юрия Маленкова на состоявшемся 4 декабря 2014 года в Петербурге форуме Intercom Evolution.

Проанализировав тенденции рынка, спикер сделал вывод о том, что рост трафика требует капитальных и операционных затрат на его обслуживание, причем по сравнению с показателями 2009 года совокупный объем этих затрат у компаний-операторов «Большой тройки» вырос в 1,5 раза и в 2013 году составлял, соответственно, 177 (капитальные) и 530 (операционные затраты) млрд рублей. Основная статья затрат оператора на сеть - аренда технологических позиций: канализации, крыши и т. д.

«ВымпелКом» призывает всех сотовых операторов решить вопросы
взаимоотношений с арендодателями совместными усилиями


При этом «Большая тройка» - самый крупный арендатор технологических позиций — 80% рынка аренды приходится на нее, а объем рынка аренды технологических позиций в России составляет 38,9 млрд рублей. При этом 74% арендуемых зданий, сооружений и башен принадлежат коммерческим организациям. «ВымпелКом» предлагает изменить подход взаимодействия с арендодателями на телеком-рынке, сформировать конкурентный рынок аренды и реализовать проект оптимизации затрат.

В рамках реализации проекта оператор запустил внутри портала beeline.ru раздел «Аренда позиций», на котором предлагает владельцам недвижимости размещать заявки по аренде. Компания ориентируется на владельцев зданий, помещений, земельных участков, инженерных
сооружений, заинтересованных в партнерстве с компанией «ВымпелКом». Они могут разместить заявку на партнерство с «ВымпелКомом» прямо на сайте оператора.

Г-н Маленков уточнил, что уже за первые четыре дня работы сайта было получено более ста заявок от потенциальных арендодателей. Раздел «Аренда позиций» рекламируется в федеральных и региональных СМИ, а процесс обработки заявок автоматизирован.

Так выглядит сейчас раздел «Аренда позиций», размещенный по адресу beeline.ru/about/partners/siterent/.
Справа кнопка «Стать партнером» - переход на страницу заявки


Отдавая приоритет технологическим позициям, находящимся во владении государственных и муниципальных организаций, «ВымпелКом» рассчитывает на содействие регуляторов в вопросах, касающихся упрощения аренды — начиная с разработки единого порядка предоставления в аренду государственного и муниципального имущества (зданий, сооружений, земли) и ограничения пакета документов.



Юрий Маленков рассказал spbIT.ru подробнее о программе «ВымпелКома» по оптимизации расходов на аренду:

— Цель нашей программы  – сделать возможным дальнейшее развитие сети, чтобы поддерживать такой рост трафика, при котором  клиенты смогут чувствовать себя в сети комфортно и получать услуги хорошего качества.

— Для этого нужно что-то кардинально поменять?

— Несомненно. На сегодняшний день несколько трендов указывают на грядущие изменения в той парадигме, в которой компании строили сотовую связь на протяжении последних двадцати лет.  Первый тренд – замедление роста выручки, связанное с распределением доходов и, в том числе, с проникновением сотовой связи в нашей стране. В отрасли наблюдается насыщение. Второй тренд: все больше пользователей наших услуг используют смартфоры и планшеты, скачивая больше контента и увеличивая трафик передачи данных двукратно год от года. Это по-прежнему требует от оператора инвестиций в сеть, чтобы поддерживать качественный скачок в области трафика, и в то же время соблюдения баланса в бизнес-плане, потому что выручка, как уже говорилось, не растет соответствующими темпами. Таким образом, у нас нет возможности не строить. На сегодняшний день нет технологий, позволяющих без определенных усилий, используя недостаточный частотный спектр, ежегодно увеличивать емкость сети в 2 раза. Даже технологии LTE в итоге конечны, и мы вынуждены строить новые и новые объекты.

Если раньше мы, к примеру, устанавливали в городе одну базовую станцию, которая обеспечивала голосовыми услугами клиентов в радиусе 500 метров, то сейчас, учитывая дата-трафик и имеющиеся у нас частоты, мы должны ставить не одну станцию, а две, три, иногда четыре. Количество базовых станций увеличивается. Если мы будем платить за содержание оборудования ту цену, которая держится сейчас, то года через три у нас будут появляться убыточные станции, которые будут просто генерировать расходы.

Поэтому наша стратегическая задача – приблизить среднюю стоимость аренды базовой станции к реалиям сегодняшнего дня и тем самым продолжить органическое - как интенсивное, так и экстенсивное - развитие сети. Так, запуск страницы «Аренда позиций» на нашем сайте дает возможность арендодателю не просто ждать, когда мы придем, а предлагать свои услуги самому. Ведь «ВымпелКом» даже в кризис генерирует стабильный денежный поток: мы готовы ежемесячно платить достойную арендную плату и считаем, что за нас можно и нужно бороться.

Директор по планированию и развитию сетей доступа ОАО «ВымпелКом» Юрий Маленков выступает на Intercom Evolution

На сайте «Билайна» указано, что размещаемое у партнера оборудование – маломощные  компактные базовые станции...

— Совершенно верно: мы будем применять технические решения на сети, которые позволят минимизировать наше присутствие. Мы не намерены арендовать большие помещения, делать там сложные технические решения, вскрывать этажи, крыши... Теперь это будут более адекватные объекты, Small Cell - маленькие коробочки, где не так много антенн. Мы не хотим, чтобы наше присутствие у потенциальных арендодателей тянуло бы за собой какие-то обременения для них.

А раньше приходилось даже что-то ломать?

— Здания мы, разумеется, не ломаем, но надо понимать, что оператор «всеяден». Учитывая то, что люди нуждаются в качественной связи везде, мы вынуждены и сотовую связь предоставлять для всех категорий граждан и в любом месте. Поэтому технические решения применяются совершенно разные: например, выгородка на техническом этаже. Бывает, приходится делать отверстия в чердачных помещениях, чтобы вывести на крышу антенны.

Сейчас 90% новых технических решений, которые мы применяем – это антивандальный  термобокс размером 60x60 см, в котором есть всё: электрика, аккумуляторы, транспорт и сама базовая станция. Он занимает минимум места и его можно ставить даже на крыше. Как вариант — небольшие Small Cell. Таким образом, за счет аренды меньшей площади мы тоже будем просить меньше денег за свое присутствие.

Арендодатели берут плату именно за квадратный метр?

— Существуют совершенно разные условия по договору. Это связано с тем, что и собственники у нас разные – государственные, муниципальные, коммерческие структуры. Как правило, берется средняя стоимость базовой станции, но кто-то берет за квадратный метр, кто-то за стойко-место или за антенное место. Рынок этот сейчас не столь урегулирован, как может показаться.

Тем не менее, тенденция к урегулированию есть. Для реализации нашей стратегии, нам на первом этапе систематизировать арендодателей и понять, какие действия мы можем посегментно применять. Мы распределили партнеров по средней стоимости, по виду имущества (здание, сооружение, башня), форме собственности и т. д. Наши действия направлены на снижение стоимости, получение новых комфортных цен, и здесь нет места для массового подхода.

Пример рекламы для арендодателя

Таким образом, вы хотите, чтобы арендодатели боролись за оператора?

— Сейчас - да. В течение двадцати предыдущих лет оператор искал арендодателя и умолял предоставить ему место. Сегодня рынок достаточно широк для того, чтобы можно было эту парадигму поменять. Ведь среднюю стоимость арендной платы сформировали три оператора самостоятельно. Сейчас эта средняя цена не адекватна реалиям, она не позволяет компаниям развиваться.

Мы хотим снизить среднюю стоимость как в отношении новых станций, так и в отношении тех площадей, которые были арендованы ранее. Каким образом? У нас есть разные ходы и рычаги для того, чтобы попытаться эту ситуацию развернуть. Но в любом случае это не означает, что мы будем массово демонтировать оборудование и уменьшать количество станций. Наш клиент не должен потерять качество услуг. Мы просто будем уходить с дорогих зданий и ставить рядом  станции на более дешевых местах.

Какова, по-вашему, роль государства в этом проекте?

— Мы как оператор связи видим перспективу в аренде муниципальной собственности: это как правило долгосрочный договор аренды по умеренным ценам. Мы хотим, чтобы государство урегулировало рынок аренды государственной федеральной и муниципальной собственности, вместило его в какие-то рамки. На сегодняшний день позиция регулятора вызывает ряд вопросов, связанных с предоставлением документации, временем рассмотрения заявки и т. д. В каждом регионе разные подходы и разный объем задач, который перед нами стоит.

Для развития отрасли государство однозначно должно включиться в решение этой проблемы. Ведь развитие оператора происходит в интересах государства – это налоги, качество связи, новые услуги.

Рост выручки уменьшился уже в 2008 году, а реакция операторов наступила только сейчас. Причины?

— Была определенная «подушка»: оператор зарабатывал столько, что мог себе позволить арендовать технологические позиции по тем ценам, которые предлагали коммерсанты. Сейчас это время прошло. Когда мы, скажем, считали наш трехлетний план, то поняли, что можем просто не достроить то количество объектов, которое необходимо для развития сети.

Поддержат ли начинание «ВымпелКома» остальные операторы?

— Это даже не столько желание операторов, сколько необходимость. Рынок не может быть изменен только одним оператором. С каждым из них мы ведем  переговоры.

Насколько рассчитана ваша стратегия?

— Стратегия «ВымпелКома» рассчитана на три года. К 2017 году мы должны уменьшить среднюю стоимость аренды сайта больше, чем на треть.

Спасибо за беседу!

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом