Руководитель проектов по направлению VR/AR компании ICL Константин Сидоров: «Широкое внедрение 5G и перенос всех вычислений в облако приведут к повышению доступности VR/AR»

По данным Tadviser, в 2020 году большая часть продаж на российском рынке пришлась на VR-продукты, но рост в сегменте AR-продуктов был гораздо стремительнее в сравнении с VR. В настоящее время оба направления пользуются высоким спросом. Выбор решения VR или AR в большей степени зависит не от характеристик заказчика, а от того, какую задачу необходимо ему решить. О технологиях виртуальной и дополненной рельности в разработках системного интегратора рассказывает руководитель проектов по направлению VR/AR компании ICL Константин Сидоров.

– Константин, насколько перспективными кажутся вам решения VR/AR? Когда у вашей компании появился интерес к ним, к каким именно VR/AR, почему потребовалось ввести их в арсенал?

– VR/AR-технологии продолжают активно развиваться. Появляется все больше запросов на продукты виртуальной и дополненной реальности как от коммерческих, так и государственных предприятий. Мы отмечаем большой потенциал VR/AR в образовании, промышленности, медицине.

Технологии VR/AR также интересны для развития культуры и туризма. В качестве практических кейсов можно указать навигацию с использованием дополненной реальности и квесты в масштабе города, которые позволяют знакомиться с его культурой и историей через любое мобильное устройство. При помощи технологий виртуальной реальности пользователи могут полностью погрузиться в аутентичную атмосферу прошлого.

Если говорить о сфере ИТ-аутсорсинга, то пандемия, ускорив внедрение и развитие ИТ-технологий, способствовала также росту интереса к VR/AR-технологиям. Весной 2020 года, когда традиционные каналы коммуникации вдруг оказались нерабочими, применение AR-технологий позволило обеспечить непрерывность бизнес-процессов. Так, к примеру, техперсонал благодаря использованию очков дополненной реальности и с помощью экспертов на линии поддержки продолжал выполнять сложные технические операции и оперативно решать проблемы.

 

Руководитель проектов по направлению VR/AR компании ICL Константин Сидоров

 

В какой степени VR/AR – это про игровые и развлекательные моменты, а в какой – про серьезные инструменты для бизнеса? Какой из акцентов делает ваша компания?

Итоговое перевыполнение первоначальных планов по выручке в группе компаний ICL по итогам 2020 года превысило 8 %. Одним из флагманов этого успеха стала деятельность компании ICL Services, объемы которой только по экспортному направлению за 2020 год достигли отметки в 40 млн евро. О финансовых итогах 2020 года говорит ведущий финансовый менеджер компании ICL Services Дмитрий Абращенков (см. интервью раздела «ICL Services» от 30 апреля 2021 г.).

– Кроме сферы услуг и развлечений, применение VR/AR-технологий помогает клиентам компаний из других отраслей, позволяя детальнее ознакомиться с продуктом, погрузить клиента в его контекст без необходимости физического присутствия самого продукта. Появляется также возможность продемонстрировать клиентам продукт на любой стадии его производства.

Еще одной весомой областью применения VR/AR является сфера обучения персонала. Главное отличие систем виртуальной реальности от прочих технологий состоит в том, что VR обеспечивает эффект присутствия и личного участия пользователя. Пользователь не просто смотрит и слушает информацию, а делает (принимает решения, участвует в активностях и др.).

Системы VR реализовывают принципиально новый и очень эффективный способ передачи информации с глубокой, в том числе и на уровне подсознания, степенью воздействия на пользователя. Специалисты обучаются технологическим процессам в виртуальной среде, в том числе и работе во время нештатных ситуаций. Применение VR-тренажера в данном случае снижает риски и затраты предприятия, обладает низкой стоимостью использования. Технологии VR/AR также могут применяться на этапе onboarding с целью знакомства новых сотрудников с лабораториями и производством.

Какие VR/AR использует ваша компания сейчас? Что это – партнерские решения, собственные разработки?

Российская венчурная компания, государственный фонд фондов и институт развития венчурного рынка Российской Федерации, опубликовала ежегодный Национальный рейтинг российских быстрорастущих технологических компаний «ТехУспех». Крупнейший ИТ-игрок Татарстана группа компаний ICL вошла в него как одна из самых высокопотенциальных в категории крупных компаний (см. новость раздела «ICL Services» от 14 апреля 2021 г.).

– Говоря о сфере применения VR/AR-технологий в компании ICL, можно упомянуть следующие области.

Технологии виртуальной реальности применяются при проведении презентации продукта, услуги; в рамках подготовки новых специалистов (обучение технологическому процессу, последовательности действий специалистов на предприятии) или повышения квалификации в корпоративном университете; для трансляции видео 360°.

Технологии дополненной реальности используются для создания AR-инструкций, позволяя детализировать описание оборудования и его агрегатов с возможностью сборки и разборки на ключевые узлы; в обучающих стендах; при формировании каталога продукции, демонстрируя продукцию в 3D-формате с возможностью посмотреть, как будет выглядеть продукт в натуральную величину, встроить его в интерьер и прочее; в кастомизации комплектаций продукта с моментальной визуализацией изменений; для навигации в пределах массивов информации как для клиентов, так и для сотрудников компании.

ГК ICL успешно внедряет как партнерские решения, так и собственные разработки.

 

 

Что, все же, чаще применимо - VR или AR? Какие компании выбирают виртуальную реальность, а какие – дополненную?

Аналитическая группа CRN опубликовала итоги второго ежегодного рейтинга «25 лучших российских системных интеграторов» за прошедший год. Группа компаний ICL вновь вошла в число лидеров, превысив финансовые показатели по сравнению с цифрами 2019 года на 15%. По данным компании, выручка ГК ICL в 2020 году составила 15,2 млрд рублей (см. новость раздела «ICL Services» от 12 апреля 2021 г.).

– По данным Tadviser, в 2020 году большая часть продаж на российском рынке пришлась на VR-продукты, но рост в сегменте AR-продуктов был гораздо стремительнее в сравнении с VR. В настоящее время оба направления пользуются высоким спросом на рынке. Предполагаю, что дополненная реальность продолжит догонять по продажам виртуальную реальность.

Выбор решения VR или AR в большей степени зависит не от характеристик заказчика, а от того, какую задачу необходимо ему решить. Например, для того чтобы обучить технологическому процессу нового сотрудника, полное погружение в среду обучения в виртуальной реальности будет значительно эффективнее. При этом для ознакомления с основными узлами и агрегатами на технологическом оборудовании сотруднику будет достаточно планшета или любого другого мобильного устройства, которое позволит прямо на рабочем месте ознакомиться с новым для него оборудованием.

Как вы оцениваете современное развитие рынка VR/AR и его перспективы?

 - Считаю, что в ближайшем будущем VR/AR-технологии будут использоваться, в первую очередь, для обучения специалистов на предприятиях (операторов оборудования, технический и сервисный персонал) hard skill-ам, а также при составлении цифровых инструкций и проведении дистанционной экспертизы.

Помимо использования дополненной реальности в развлекательных целях, вырастет область ее применения в таких сферах, как образование, культура и здравоохранение.

На текущий момент VR/AR-технологии - это тяжелый контент, и для работы с ними к технике предъявляются высокие требования. Но с широким внедрением 5G и переносом всех вычислений в облако, эти требования снизятся, что сделает VR/AR ещё более доступным.

Большое спасибо за беседу!

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: виртуальная реальность, VR, AR, Дополненная реальность, ICL Services