Технический директор «Tele2 Россия» Ритварс Криевс: «Мы делаем ставку на самое передовое оборудование»

Дискаунтер Tele2 в России активно набирает абонентскую базу и осуществляет строительство сетей на основе оборудования LTE Ready. При этом он остается единственным из российских игроков, располагающим реальным опытом коммерческой эксплуатации сетей LTE в Швеции, причем в условиях высокого проникновения услуг 3G. О закупочной политике и работе с вендорами, технических слагаемых успеха и секретах сохранения маржинальности в условиях политики низких цен, а также об условиях строительства сетей LTE и развитии сетей оператора в России рассказал технический директор «Tele2 Россия» Ритварс Криевс.

 Будьте добры, расскажите, когда было закуплено и где установлено новое оборудование LTE Ready?

- Все 17 российских регионов, запущенных нами с 2009 года, полностью построены на оборудовании Nokia Siemens Networks – это базовые станции новой архитектуры Flexi Multiradio, выполненные в соответствии с концепцией SDR (Software-defined radio или программно-определяемая радиосистема) – то есть на другую технологию их можно переключить, просто «перезалив» ПО. Такие БС от NSN могут работать с технологиями трех поколений: 2G/GSM/EDGE, 3G/WCDMA/HSPA и 4G/LTE. Естественно, они идут как «LTE Ready», хотя и работают в российских сетях Tele2 пока лишь в стандарте GSM 1800. И то, что мы делаем в этом году и будем делать в следующем в плане строительства сети, будет проводиться уже на основе БС NSN Flexi Multiradio. Что касается остальных наших регионов, открытых в 2003-2004 гг., то постепенно мы начинаем переоснащать их новым оборудованием. Не потому, что оно плохо работает, а для того, чтобы существенно сэкономить. Ведь установив новые БС, мы экономим на обслуживании, получаем возможность внедрять некоторый дополнительный функционал, который еще более позволяет оптимизировать наши расходы. Новые БС «LTE Ready» стоят не дороже обычных, более того, они обходятся дешевле из-за более легкой установки. При этом они действительно потребляют очень мало электроэнергии (в разы меньше своих более старых аналогов) и снабжены всепогодным корпусом, позволяя обходиться без кондиционеров и шкафов, что очень немаловажно для нас, учитывая российский климат.

 Политика в области закупок оборудования является общей для всего холдинга или поставщики для каждой страны выбираются отдельно?

- Мы стараемся быть очень жесткими в закупках – каждый наш поставщик всегда должен помнить, что в случае, если он перестанет удовлетворять нас по условиям и качеству поставок, он может быть легко заменен конкурентом. В холдинге в целом у нас есть разные поставщики – мы работает практически со всеми крупными вендорами. Но проекты в каждой стране очень специфичны и индивидуальны – они не всегда совпадают по времени, срокам, масштабам и требованиям. Поэтому выбор поставщика оборудования происходит для каждой страны в отдельности, а не для группы в целом. В чем-то желание иметь опыт работы со всеми вендорами даже осознанно, чтобы не создавать зависимости от одного единственного производителя. Что касается России, то для инфраструктуры, ядра сети и базовых станций – это Nokia Siemens Networks.

 Может быть, расскажете о результатах проведенного вами исследования по сосуществованию сетей GSM/LTE1800?

- Мы находимся в постоянном диалоге с регулятором и готовы проводить любые исследования для того, чтобы доказать на практике целесообразность введения принципа технологической нейтральности в России. Опыт сосуществования сети, построенной на разных технологиях, у нас уже имеется, – к примеру, в Прибалтике, Хорватии, Казахстане мы используем технологию UMTS 900, постепенно высвобождая частоты от GSM 900. А в Швеции мы постепенно высвобождаем диапазон 900 МГц для LTE. Все это уже работает, и опыт у нашего холдинга имеется достаточно солидный.

 С какой полосой можно запускать LTE в коммерцию?

- Запустить коммерческую сеть LTE можно и при наличии минимально необходимой полосы в 1,4 МГц, но увеличение скорости по сравнению с сетями 3G в этом случае не будет никакого, поэтому все относительно. Здесь более важно количество частот у других игроков рынка, потому что объем полосы очень сильно влияет на себестоимость. Оператор, обладающий большей шириной полосы, будет иметь значительное конкурентное преимущество. И мы убеждены в том, что вполне достойную услугу по качеству и скорости доступа можно оказывать уже с полосой в 5 МГц, по крайней мере, в самом начале коммерческой эксплуатации. Потом, и это очевидно уже сейчас, сетевой трафик, как голосовой, так и данные, будут все больше мигрировать на сети 4G, высвобождая, таким образом, дополнительные частоты от сетей предыдущих поколений 2G/3G.

 Является ли LTE в диапазоне 1800 МГц экзотикой, когда для этого диапазона появятся оборудование и терминалы?

- Прежде всего, стоит оговориться, что LTE1800 – это лишь одна из рабочих версий. Мы готовы принимать участие в любых конкурсах и прочих мероприятиях, в том числе по конверсии спектра, которые позволят нам получить частоты в других диапазонах, к примеру, в 800 или 2600 МГц. Что касается LTE1800, то в мире уже есть несколько коммерческих сетей LTE в этом диапазоне, к примеру, в Польше, Финляндии, Бельгии, – то есть мы здесь не одиноки. Сегодня инфраструктурное оборудование LTE для этого диапазона разных вендоров уже широко доступно на рынке. Что касается абонентских LTE-терминалов, то разработчики и производители убеждают нас, что уже в конце этого – начале следующего года чипсеты для телефонов и модемов LTE будут выпускаться с поддержкой сразу четырех диапазонов 800/900/1800/2600 МГц. Поэтому в случае строительства сети LTE в диапазоне 1800 МГц проблем с инфраструктурным оборудованием и абонентскими терминалами не возникнет.

 Сети LTE отличает несравнимо больший объем передачи данных от базовых станций. В чем заключается ваш выбор – радиорелейные или проводные каналы до БС, строительство или аренда?

- Здесь хочется сказать, что все-таки около 95 % каналов Tele2 уровня «трансмиссии» (от БС к контроллерам и коммутаторам) являются нашими собственными. Арендуем в основном именно магистральные каналы – мы считаем, что эта инфраструктура прокладывается другими игроками в избытке, и целесообразности ее дублирования мы не видим. Ведь при нормальных рыночных отношениях всегда есть возможность договориться об условиях аренды таких каналов на обоюдовыгодных условиях. И мы видим это на рынке – все последние годы затраты на аренду каналов в расчете на единицу емкости стремительно снижались. Что касается противопоставления РРЛ и проводных каналов до базовых станций, то я думаю, что здесь всегда будет их разумная комбинация. При этом технологии РРЛ также развивается в плане все больших пропускных способностей. Поэтому я считаю, что сети сотовой связи всегда будут оставаться при такой архитектуре, когда последняя БС будет все же иметь радиорелейное подключение, затем они будут группироваться в «кусты» по 3, 5 или 10 БС, и оптика будет подводиться уже сюда. Это как раз то, чем занимается Tele2 сегодня – строя оптические сети, мы стараемся группировать БС в такие своеобразные «кусты» или же арендовать каналы до них. Потому что не всегда целесообразно прокладывать пять параллельных кабелей, будет значительно выгоднее для всех, если мы вернем часть инвестиций тому, кто уже проложил четвертый кабель, арендовав его.

 Будьте добры, расскажите о вашем опыте эксплуатации коммерческой сети LTE в Tele2 Sweden?

- Мы находимся лишь в начале этого пути, хотя и имеем коммерческие сети LTE и реальных клиентов. Строительство сетей LTE в Швеции все еще продолжается, пока мы покрыли 45 городов страны. И сегодня этот процесс активно развивается в том числе путем замены старых БС на новые – по 20-30 единиц в неделю. Большее коммерческое проникновение услуг LTE нужно все-таки ожидать как раз с того момента, когда мы покроем сетями нового поколения сельские районы и пригороды, где услуга мобильного ШПД на базе технологии LTE будет более востребована именно из-за отсутствия фиксированной инфраструктуры. Здесь нужно еще иметь ввиду и то, что в Швеции покрытие сетей 3G существенно лучше покрытия сетей 2G, что произошло вследствие того, что в розыгрыше лицензий на частоты 3G не было больших сумм, но было условие обеспечения очень хорошего покрытия всей страны.

 Расскажите все-таки, за счет чего вам удается оставаться дискаунтером и извлекать при этом прибыль на столь конкурентном рынке?

- Мы стараемся обращать внимание на абсолютно каждый рубль, который мы тратим, и это очень глубоко заложено во внутреннюю культуру всей компании. Соответственно, наше преимущество заключается в низких издержках. А наши более низкие затраты по сравнению со среднерыночным уровнем на строительство и эксплуатацию сетей подтверждаются многочисленными аналитическими исследованиями. Я бы сказал, что основной вклад в эту экономию вносят, прежде всего, сами сотрудники Tele2. И каждое принимаемое решение они оценивают с позиций разумной траты средств. Это, конечно, не значит, что мы тратим меньше конкурентов абсолютно везде – иногда эти затраты даже выше, потому что, потратив эти средства сегодня, мы экономим в будущем. К примеру, мы очень долгое время оставались единственным в России сотовым оператором, закупавшим оцинкованные вышки для БС – разницу тут объяснять не нужно. Также мы покупаем самое передовое оборудование, чтобы потом экономить уже на его обслуживании, отсутствии необходимости его замены или модернизации в скором будущем – об этом мы уже говорили выше. Ну и конечно, это планирование сети, потому что строительство и эксплуатация БС составляет более половины всех наших инфраструктурных затрат. Ведь неправильное расположение в конкретной точке БС может за собой повлечь последствия как в плане затрат, так и в отношении качества услуг. Вследствие такого тщательного планирования сети наши операционные затраты по России составляют около 3,4-4 % от выручки.

 «Tele2 Россия» активно набирает абонентов, вы уже составляете более половины абонентской базы холдинга. Как вам удается удерживать абонентов, ведь средний срок жизни ваших абонентов более трех лет?

- Да, действительно, в 37 российских регионах у нас насчитывается уже 20,4 млн абонентов, увеличившись за год на 15,3 % при ARPU в 225 рублей. Пи этом абонентская база всего холдинга Tele2 в 11 странах присутствия – 31 млн человек. Что касается удержания абонента, то уже недостаточно предложить рынку дешевую связь, хотя мы это и делаем повсеместно. Абоненту нужно обеспечить качественное покрытие сети, различные сервисы, удобные салоны и т. д. Этим мы и занимаемся сегодня, продолжая активное строительство в уже освоенных регионах. Так, только в течение трех летних месяцев 2011 года «Tele2 Россия» построила более 300 новых БС и дополнительно обеспечила связью порядка 1000 населенных пунктов, в результате, к примеру, в Ленинградской области мы обеспечиваем связью территорию, где проживает 96,5 % населения региона. Каждый день без выходных Tele2 устанавливает в среднем по всей России 5-7 базовых станций, а в сельской местности ведется также и строительство вышек под БС. В ближайших наших планах – запуск сетей в шести регионах Дальнего Востока, где мы получили в этом году лицензии GSM1800.

Спасибо за беседу!


Биографическая справка

Ритварс Криевс родился в Латвии, закончил Рижский технический университет, в 2002 году получил степень MBA в Рижской бизнес-школе. С 2000 года работает в холдинге Tele2, в 2002-2003 гг. занимал должность менеджера по операциям в Балтийском регионе в «Tele2 Латвия». В 2003 году был назначен техническим директором «Tele2 Россия». Свободно владеет английским и русским  языками.

Справка о компании

«Tele2 Россия» имеет лицензии на оказание услуг сотовой связи в 37 российских регионах, инвестиции в которые за последние 8 лет составили $3 млрд. Кроме того, «Tele2 Россия» выиграла частотные конкурсы на оказание услуг связи по технологии GSM1800 еще в 6 регионах Дальнего Востока, коммерческий запуск сетей в 4 из них планируется в 2012 году. В настоящее время оператор обслуживает 20,4 млн абонентов в России, являясь частью международной IT&Media группы с общей капитализацией более $20 млрд, работающей в 11 странах (более 31 млн абонентов). 

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Оборудование, Кадры

Ключевые слова: Tele2, LTE