Директор по развитию и инновациям Группы QIWI Марина Майстренко о планах QIWI Venture

В январе 2013 года у всех предпринимателей, реализующих свои оригинальные бизнес-идеи в сфере инноваций, появилась возможность получить финансовые и интеллектуальные инвестиции от Группы QIWI в рамках открытия нового направления – QIWI Venture. Новый корпоративный венчурный фонд готов инвестировать в каждый проект до $1 млн, а наиболее приоритетными направлениями являются сферы микрокредитования и финансовых сервисов, идеи, способные стать add value для текущих бизнесов Группы QIWI. В то же время, по словам директора по развитию и инновациям Группы QIWI Марины Майстренко, приоритетные направления никак не отразятся на процессе рассмотрения остальных проектов, которых за чуть более месяц уже набралось сто. Мы попросили Марину поподробнее рассказать о причинах создания и текущих задачах QIWI Venture.

Будьте добры, расскажите о QIWI Venture, чем было обусловлено его образование?

- QIWI Venture – это корпоративное венчурное направление, цель которого находить и развивать инновационные проекты во всех отраслях бизнеса. Как и большинство крупных международных компаний, мы подошли к определенной ступени своего развития, когда модель закрытых инноваций, она же R&D, не успевает отвечать потребностям компании. Поэтому на определенном этапе перед Группой QIWI остро встал вопрос по взаимодействию со стартапами – к нам стало поступать очень много предложений по инвестированию. Когда поток заявок стал постоянным и критически большим, нам стала очевидна необходимость выделения нового направления, которое сможет грамотно, профессионально, а главное, на постоянной основе и по четко выверенным бизнес-процессам и определенным правилам проводить оценку и осуществлять дальнейшее сопровождение таких проектов.

Какие основные задачи ставит перед собой QIWI Venture и почему вы уделяете новым проектам столь пристальное внимание?

- Наш бизнес в начале 2000-х тоже был стартапом, поэтому накопленный опыт в развитии новых проектов как нельзя лучше доказывает перспективность работы таких направлений, как QIWI Venture. Кроме того, новые проекты нельзя недооценивать. Вчерашний стартап может стать важной и привычной составляющей повседневной жизни той или иной группы людей. Свежие технологические идеи определяют наше будущее. На таком быстрорастущем рынке, как IT, скорость разработки и внедрения инноваций играет решающую роль в борьбе за лидирующие позиции. Не секрет, что на разработку решения внутрикорпоративной исследовательской группой может уйти немало времени. Тем более что готовое решение, возможно, уже существует и нужно только дать ему необходимые ресурсы и возможности для скорейшего роста и развития. Создание корпоративного венчурного направления позволяет брать идеи за пределами компании и доводить их до стадии готового продукта, используя ресурсы и опыт крупной компании. Это дает возможность быстрее реагировать на изменения рынка и максимально оперативно внедрять новые технологические веяния.

Корпоративным венчурным фондам уже без малого 30 лет. Каким опытом вы руководствовались, когда задумывались о QIWI Venture?

- Действительно, модель «закрытых инноваций», она же R&D, она же НИОКР, когда крупные компании нанимают разработчиков и содержат целые лаборатории, круглые сутки работающие над более технологичными решениями для материнского бизнеса, известна много лет. Она начала реализовываться тогда, когда большинство крупных компаний, таких как Intel, IBM, AT&T, пришли к выводам, что штатные разработчики не успевают за инновациями, которые придумывают вовне, кроме того, они попросту могут отвергать идеи, напрямую не связанные с их бизнесом, хотя последние могут изменить весь рынок. В то же время обнаружилось, что покупать идеи за пределами компании и доводить их до конечного продукта своими силами – гораздо быстрее, чем разрабатывать их самим. При этом, помимо денег, корпоративные венчуры могут предложить стартапу и собственную ресурсную базу. В результате крупные компании создали т. н. roadmap – долгосрочные планы технологического развития корпораций, основываясь на которых молодые предприниматели и изобретатели выдумывают свои венчурные проекты. Сегодня в Европе действует свыше 8,2 тыс. активных программ корпоративного венчура, а 7 – 10 % от общего объёма венчурных инвестиций – корпоративные.

И какой roadmap у QIWI Venture?

- У нас нет четких критериев или ограничений по тематикам будущих проектов. На первом этапе нам были бы интересны проекты, связанные с микрокредитованием и финансовыми сервисами, но это никак не отразится на процессе рассмотрения остальных проектов. Ну и, конечно, с особым вниманием мы будем относиться к идеям, которые могут стать своего рода add value для текущих бизнесов Группы QIWI. QIWI Venture открыт к любым предложениям или идеям. Для подачи заявки нужно отправить описание своей идеи на адрес venture@qiwi.ru. Все предложения, присылаемые на этот адрес, рассматриваются специально созданной венчурной комиссией, в которую вошли топ-менеджеры и акционеры Группы QIWI. За первый месяц работы QIWO Venture мы получили уже более 100 заявок, среди которых есть достаточно интересные.

На какие объемы финансирования могут рассчитывать выбранные проекты, чем вы еще будете им помогать?

- QIWI Venture находится на начальном этапе своей работы. Для себя мы определили объем инвестиций в один проект – до $1 млн. Помимо финансовых инвестиций мы будем стараться создать все необходимые условия для развития проекта. Мы готовы задействовать свою производственную и интеллектуальную базу знаний для помощи авторам в работе над проектами.

Марина, какой вы видите стратегию развития вашего корпоративного венчурного фонда?

- Нашей целью является не только и не столько желание получить прибыль от своих инвестиций. Потенциально полезные и интересные проекты должны быть реализованы. В этом мы придерживаемся тех же принципов, что и другие крупные международные компании – инвесторы. Выбрав проект, мы будем вести его до выхода на стадию коммерческой эксплуатации. Также мы рассматриваем возможность интеграции близких нашему бизнесу проектов в структуру Группы QIWI.

В чем, по вашему мнению, специфика российского рынка венчурных инвестиций? Почему вам проще вырастить собственные инновационные компании, а не приобрести уже сравнительно развитые и состоявшиеся стартапы?

- Цель традиционного венчурного фонда – заработать на стартапе, а цель QIWI Venture – находить и развивать новые технологии и проекты, которые будут востребованы в будущем. Российский рынок венчурных инвестиций достаточно молод, и по-настоящему стоящих проектов реализовано не так много. Акционеры Группы QIWI уже имеют опыт работы с венчурными проектами и являются соинвесторами двух венчурных фондов – AddVenture III и iTech Capital. Специализация iTech – как раз состоявшиеся стартапы, и они уже могут похвастаться успешной реализацией некоторых своих проектов.

Марина, и заключительный вопрос: каковы будут последствия работы QIWI Venture для всей Группы?
 
- Развитие новых проектов в рамках Группы QIWI позволит нам не стоять на месте, наши специалисты будут рады реализовать свои возможности в новых направлениях. Это благоприятно скажется и на QIWI, и на рынке в целом: наши конкуренты будут заинтересованы в аналогичных действиях, которые позволят им развиваться.

Спасибо за беседу!

Биографическая справка:

Марина Майстренко закончила РЭА имени Г. В. Плеханова по специальности «национальная экономика». Обладает более чем 10-летним опытом работы в секторах розничной торговли, телекоммуникаций и информационных технологий, ее уникальный опыт сочетает основание компаний с нуля с управлением глобальными проектами в лидирующих ИТ-компаниях России. Марина занимала должность руководителя федерального департамента по взаимодействию с операторами и провайдерами в Группе компаний «Связной». Затем создавала и запускала Private Equity Fund «iTech Capital» в должности инвестиционного директора. В настоящее время занимает пост директора по развитию и инновациям в QIWI.

Справка о компании:

Группа QIWI – международный лидер рынка моментальных платежей. В состав группы входят: платежный сервис QIWI (терминальное направление), «КИВИ Банк» (ЗАО) (финансовое обеспечение платежей, осуществляемых через процессинг QIWI, эмитент Visa QIWI Wallet), коммуникационная система «QIWI Реклама» (рекламные площадки и инструменты на базе QIWI-терминалов). Оборот Группы QIWI в 2011 году вырос на 13,9 % и составил 417 млрд рублей. Через процессинговый центр QIWI каждый год проходит более 2 млрд платежей, с помощью платежного сервиса QIWI только в России можно оплачивать услуги и товары более 27 тыс. компаний. В настоящее время на территории России работает более 100 тыс. QIWI-терминалов, ежегодно с помощью них QIWI свои регулярные и необходимые платежи оплачивает более 80 млн уникальных пользователей.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Кадры, Финансы, Инновации

Ключевые слова: инвестиции, QIWI, инновации, венчурное, электронные деньги