На скорости DevOps: кейс компании КОМПЛИТ

Компания КОМПЛИТ, оценивая потребности своих заказчиков, создала рабочий стенд на базе решений Micro Focus.

В предыдущей публикации мы рассказали теорию, теперь переходим к практике.

С помощью этого стенда мы проиллюстрируем, как происходит автоматизированное управление жизненным циклом ИТ-сервиса. Какой бы сложной ни была задача, автоматизация рутинных процедур ускорит процесс и высвободит время для более значимых задач. Покажем весь процесс: от выявления потребности и формирования идеи инновации до фактического введения ее в работу, мониторинга и оценки эксплуатации.

Итак, у нас родилась «гениальная идея», но мы переживаем, что ее реализация может быть связана с большим количеством согласований и процедур. Бояться не надо, просто создаем «обращение» в едином окне управления ИТ-услугами. В нашем случае это система Service Manager Automation (SMA). На данном этапе мы задаем основные настройки, исходя из нашей задачи. Это может быть создание личного кабинета, дополнительного сервиса в рамках этого личного кабинета или же любая другая бизнес-задача.

С помощью опросников и системы автоматической классификации «обращение» определяется как «Запрос на создание новой услуги/приложения». В соответствии с ранее заданными настройками наше обращение получает автоматическое одобрение и сохраняется в SMA. Дальше два варианта: если классификация «обращения» предполагает существенный бюджет и, как следствие, сложную цепочку согласований, то автоматически создается «требование»; если согласование не нужно – автоматически создается проект в Project&Portfolio Management (PPM).

Service Management Automation (SMA) – это набор приложений компании Micro Focus для управления услугами и ИТ-ресурсами. Метод работы основан на машинном обучении и аналитике и интегрирован с UCMDB и Universal Discovery. Возможность развертывания как on site, так и в облаке, и миграция между средами на основе контейнерной технологии упрощают установку, настройку и запуск продукта. А возможность масштабирования и поддержки нескольких арендаторов позволяет компаниям любого масштаба использовать это решение.

Проект в PPM анализируется, исходя из заданных параметров: определяется тип проекта («водопад», Agile, гибридный), схема согласования, объем работ и команда, в том числе компетенции и загруженность членов группы. Менеджер проекта может вручную контролировать согласование этапов, выполнение задач, регулировать ресурсы и затраты. Если проект соответствует рамкам бюджета и категории срочности, то согласование и запуск происходят автоматически.

  

Project&Portfolio Management (PPM) средство автоматизации проектного офиса компании. Поддерживает большой набор функций: от управления требованиями до полного анализа портфолио, включая анализ и сопоставление сроков проекта, свободных и вовлеченных ресурсов, расчет финансов.

После старта проекта в PPM активная часть процесса переходит в ALM Octane, но проекты связываются в обеих системах. Такая схема позволяет команде взаимодействовать в рамках Octane, а менеджерам проекта, финансистам и проектному офису видеть интегральное изменение параметров проекта в привычной для них системе управления портфелями проектов PPM.

ALM Octane объединяет возможности CI/CD и командного центра разработки с функцией масштабирования до уровня Enterprise и ведения разработки согласно гибкой, классической и гибридной методологии в рамках одного проекта.

На основе данных, которые были внесены на предыдущих этапах, настраивается схема релизов, автоматически подбирается команда и устанавливается необходимое количество спринтов. На примере проекта КОМПЛИТ мы получаем тип проекта Scrum, одну команду и три спринта. Можно также настраивать любую из сущностей проекта, feature и user story, правила, поля и процессы. Данные артефакты подтягиваются автоматически, исходя из того, как был классифицирован проект на первом этапе.

Общая иерархия артефактов проекта в трех системах приведена на диаграмме ниже. Верхней сущностью является «обращение», далее идет созданный на его основе проект PPM и проект Octane, в котором уже выделяется Backlog проекта. Затем менеджер распределяет требования по спринтам.

Параллельно с процессом разработки QA подготавливает сценарии, тестовые скрипты и ПО для тестирования. Назначение тестов на те или иные требования также может проводиться автоматически, если задать эти параметры на первых этапах.

Тестирование в нашем примере реализуется с помощью набора инструментов Micro Focus с учетом всех возможных результатов. Для этого проекта мы задействуем:

  • HP UFT – ПО для автоматизации деятельности функционального тестирования и командный центр QA;
  • HP Load Runner – продукт, предназначенный для автоматизации нагрузочного тестирования;
  • HP Mobile Centre – парк виртуальных и реальных мобильных устройств, на которых запускаются тест-кейсы для проверки работоспособности приложения на той или иной мобильной платформе.

Тест может быть привязан к «требованию», к релизу, может существовать отдельно, либо набор тестов может назначаться на определенный спринт. По результатам теста могут быть зафиксированы один или несколько дефектов. В рамках спринта тестирование можно проводить в автоматическом режиме, в соответствии с результатами теста определится дальнейший путь проекта: на продакшн либо на доработку.

Взаимодействие между разработчиками и системными администраторами организуется с помощью прикладного пакета Hybrid Cloud Management (HCM). Еще при создании спринтов выделяются необходимые среды (Dev, Test, Prom), а после завершения той или иной стадии проекта эти среды высвобождаются, что снижает нагрузку на инфраструктуру компании.

Hybrid Cloud Management — решение для управления гибридными и мультиоблачными структурами согласно принципам DevOps. HCM позволяет выполнять разработку, развертывание и управление любыми облачными, контейнерными и инфраструктурными решениями.

Далее автоматически проводится перенос билда на продуктив и тестирование уже на «боевом» сервере. Настройка процесса выполняется с помощью визуального редактора, который позволяет выстраивать все этапы пайплайна. Автоматизация дает полную автономность конвейера развертывания, сокращает время цикла и обеспечивает быструю обратную связь при выпуске в производство. Тем самым упрощаются передача обслуживания и работа в группах разработки и эксплуатации.

Казалось бы, что же тут инновационного, ведь аналогичные процессы подразумевает любая система, поддерживающая возможность работы с проектами? Инновационным является то, что весь процесс, включая определение артефактов проекта, назначение команд и формирование спринтов, полностью автоматизирован, исходя из изначально  присвоенной ему категории.

Представители заказчика (или product owner) включены в процесс и имеют доступ к системам для отслеживания всего процесса. В системе ALM Octane представлен гибкий аналитический пакет для контроля разработки и тестирования. Взаимодействие с пользователем во время эксплуатации, а именно управление обращениями, инцидентами, проблемами, изменениями и контроль качества сервиса, обеспечивает SMA (сертифицирован Pink Elephant по 13 процессам ITIL v3). Мониторинг уровня и производительности сервиса с точки зрения инфраструктуры обеспечивает решение Operations Bridge.

Такой подход позволяет в режиме реального времени отслеживать качество продукта, вносить оперативные изменения и дорабатывать продукт в максимально автоматизированном режиме.

В следующих публикациях мы детальнее рассмотрим этап управления и мониторинга ИТ-услуг. Продолжение ищите в группе КОМПЛИТ на Facebook.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: компания КОМПЛИТ