В Интернете другие законы?

Психологические особенности общения в Интернете новички не всегда учитывают. Но лучше знать их, чтобы избежать конфликтов.

Интернет-среда – это не столько связанные между собой в сети компьютеры, сколько люди, которые за ними сидят. На первый взгляд, это очевидно. Но как часто мы можем наблюдать удивительный эффект «отстранения», как будто записи, сообщения, фотографии и целые сайты существуют сами по себе! Психологические особенности работы и общения в Интернете зачастую игнорируются новичками, давно сделавшись при этом объектом изучения философов, социологов, историков, культурологов, политологов и маркетологов, не говоря уж о собственно психологах. Человеческая активность в Интернете сегодня реализуется «на полную катушку» - удовлетворяется коммуникативная потребность (электронная почта, форумы, социальные сети и сообщества), образовательно-познавательная, игровая… даже порой и потребность в личном признании (сайты знакомств, чаты для флирта). Интернет-магазин Эковер может обеспечить нас прекрасным стиральным порошком, другие магазины – продуктами питания, медицинские и юридические услуги давно существуют в режиме он-лайн наряду с очным обслуживанием клиентов. Тем больше причин учесть, что существование в сети имеет ряд специфических нюансов. Каких же?

Прежде всего, любое проявление активности в сети предполагает общение. Неважно, будет ли оно непосредственным или, напротив, опосредованным. Как текст, переходя на страницу интернет-издания, становится (или должен становиться) гипертекстом – так и человек, нажимая кнопочку «Отправить», становится виртуальной фигурой, и с этим приходится считаться. Анонимность и свобода информационного поля предполагает, что люди могут создавать себе желаемые виртуальные образы по своему вкусу. Даже подписываясь настоящим именем, пользователь, погружаясь в сеть, невольно становится «аватаром», лирическим героем, собственным альтер эго. Это дает психологам дополнительные возможности для изучения проблемы идентичности. Теперь, чтобы «творить себя», не нужно играть роль в жизни – достаточно подключиться к выгодному провайдеру и купить коврик для мышки. Вопрос о соотношении реального индивида с виртуальным «Я», о границах между самопрезентацией и раздвоением личности, ещё не один год будет актуальной темой для диссертантов.

Следует понимать, что общение в Интернете не всегда предполагает обязательность контактов. Напротив, свободная зона общения по определению подразумевает добровольность. За недостатком эмоционального компонента, люди часто получали искажённое представление о собеседнике и ситуации (отсюда смайлы, значки, картинки), но Скайп и подобные программные продукты в целом эту проблему решили. Тем не менее, пользователь всегда может прекратить общение по личному желанию.

Отмечается также устойчивое стремление пользователей к нетипичному для них в обыденной жизни поведению. Это не обязательно должен быть эпатаж, просто человек предпочитает иную самопрезентацию, чем в подлинной жизни, что становится возможно в результате физической непредставленности. Создавать о себе любое впечатление, какое заблагорассудится, особенно ценят молодые и одинокие люди. В Интернете вы можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола и вообще без пола… главное, не заиграться, перепутав личины.

И последнее. Тревожащий факт, что у опытных пользователей постепенно формируется психологическая зависимость от компьютера, заставляет серьезно задумываться. Есть мнение, что процессы восприятия, анализа и запоминания текста у «виртуалов» протекают хуже, чем у новичков. Но это мнение пока не доказано…

Тематики: Маркетинг, Web

Ключевые слова: интернет-магазин