Крутой вираж. Отрасль поменяла правила

С 1 июля этого года в отечественной отрасли связи произошли серьезные изменения, которые затронули практически всех участников рынка. Полностью поменялся порядок взаиморасчетов между операторами, и был введен принцип "входящий платит" (calling party pay -- CPP), отменяющий плату за все входящие звонки. "Ъ-Телеком" решил выяснить, как местные операторы пережили первые несколько месяцев после вступления в силу новых правил игры.

Более всех введения принципа СРР опасались сотовые операторы. До 1 июля этого года они тарифицировали входящие звонки со стационарных телефонов по достаточно высоким ценам и указывали, что после начала работы CPP отрасль потеряет около 10% своих доходов, или примерно $1 млрд. Между тем операторы вполне могли бы компенсировать потери за счет роста звонков со стационарных телефонов на сотовые. До 1 июля объем таких вызовов был сравнительно мал: минута входящей связи с фиксированного номера обходилась сотовому абоненту дорого, примерно в $0,1. После вступления в силу принципа "звонящий платит" фактическая цена звонков со стационарного телефона на сотовый снизилась практически в 2 раза, до $0,05 за минуту, -- такую цену установил Россвязьнадзор для вызывающей стороны.

Между тем операторы не зафиксировали резкого роста входящего трафика. "Итоги введения CPP, по крайней мере на данном этапе, подтверждают наши прогнозы: мы наблюдаем падение входящего трафика с фиксированных телефонов. Дело в том, что абонентам непривычен сам факт оплаты совершенных со стационарного телефона звонков", -- говорит гендиректор Северо-Западного филиала ОАО "Мегафон" Александр Волков. "Никаких принципиальных изменений в распределении трафика в сети МТС на Северо-Западе не наблюдается. Объем трафика с фиксированных сетей практически не изменился", -- сообщил Ъ Иван Золочевский, директор макрорегиона Северо-Запад ОАО "МТС". Незначительный рост трафика зафиксировали лишь в Северо-Западном филиале ОАО "Вымпелком". "Пока детальных расчетов мы не производили, однако, по предварительным данным за июль, после введения правила 'все входящие бесплатно' количество звонков с фиксированных телефонов на мобильные выросло на 2-3 процента", -- сообщил Ъ гендиректор филиала Андрей Елисеев. Не дождавшись заметного роста трафика со стационарных телефонов, сотовые компании решили компенсировать свои потери от бесплатных входящих, увеличив стоимость первой минуты разговора на некоторых тарифных планах. При этом в среднем один абонент совершает в месяц около 60 звонков и теперь практически за каждый из них будет вынужден платить дополнительные деньги.

Гораздо сильнее вступление в силу новых правил игры ударило по интернет-провайдерам. Напомним, что с 1 июля этого года из-за изменившегося законодательства в отрасли связи местный телефонный монополист ОАО "Северо-Западный телеком" (СЗТ) получил возможность взимать дополнительную плату с интернет-провайдеров города за "инициацию вызова к телематическим и дополнительным услугам сторонних операторов". Стоимость "инициации" была установлена в размере 0,18 рубля за одну минуту. В итоге провайдеры были вынуждены поднять свои цены, которые выросли на 70-80% в зависимости от тарифа. Например, если ранее в Петербурге стоимость часа доступа в сеть в городе составляла примерно 14-19 рублей, то теперь аналогичная услуга выросла в цене до 30-35 рублей. Заметнее всего подорожал до этого самый дешевый ночной доступ в сеть: в среднем с 7,5 рубля за час до 18 рублей за час. В результате потребление интернет-услуг по технологии Dial-up снизилось в 3-4 раза. В ЗАО "Петерстар" Ъ сообщили, что потери модемного трафика составили 70%. "Мы были вынуждены поднять тарифы в среднем на 50 процентов. Общий объем модемного трафика снизился в 4,5 раза", -- говорит гендиректор "Вэб пласа" Андрей Ширенко.

Между тем в СЗТ считают введение платы за инициацию вызова весьма правильной мерой. Дело в том, что при модемном доступе к услугам интернет-провайдеров города абоненты СЗТ используют телефонную линию монополиста. Поэтому в компании считают несправедливым то, что провайдеры до сих пор зарабатывали на чужих абонентах. Впрочем, сами провайдеры считают иначе. Они указывают, что введение платы за инициацию -- антирыночная мера, которая дестимулирует конкуренцию на рынке. "СЗТ теперь может вообще не развивать собственные услуги конечным пользователям, собирая с каждого игрока плату за инициацию. При этом сами игроки будут вынуждены конкурировать друг с другом, но независимо от исхода этой конкуренции СЗТ окажется в плюсе", -- сообщили Ъ в "Петерстаре".

Помимо этого провайдеры недовольны стоимостью инициации вызова. По их мнению, если бы тариф оказался ниже установленного, то СЗТ смог бы заработать больше. "Потери трафика налицо. Это означает, что теперь мощности провайдеров практически не загружены. Соответственно, каждую минуту монополист теряет деньги, которые мог бы получать, если бы стоимость инициации была ниже и нам не пришлось так сильно увеличивать свои тарифы", -- говорит руководитель одного из крупнейших провайдеров города. Впрочем, в СЗТ считают, что более низкая цена инициации не привела бы к росту доходов компании. "Мы пробовали в ряде регионов сделать стоимость инициации ниже установленной. Но снижение трафика было таким же", -- сообщили Ъ в СЗТ. Впрочем, несмотря на очевидные потери, участники рынка не теряют оптимизма. Дело в том, что значительное повышение цен на модемный Интернет может стать драйвером роста других услуг: широкополосного доступа как по технологии ADSL, так и через домашние сети. По словам коммерческого директора "Петерстара" Петра Акульшина, с июля число заявок на подключение к ADSL-услугам от абонентов Васильевского острова выросло на 25%. "В последние несколько месяцев мы зафиксировали заметный всплеск интереса к нашим ADSL-услугам. Рост числа заявок составил 25-30 процентов", -- говорит Андрей Ширенко. Более всех от произошедших на рынке изменений, по мнению аналитиков, пострадают небольшие провайдеры, у которых отсутствует собственная сетевая инфраструктура.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: