Федеральные сети захватили весь ритейл. Но останавливаться не собираются

На местном рынке сотового ритейла остался лишь один крупный игрок, имеющий петербургские корни, -- компания "Телефорум". Нынешним летом "Евросеть" -- ведущий российский дистрибьютор средств связи и продавец SIM-карт -- приобрела "Ультру", крупнейшего на Северо-Западе сотового ритейлера петербургского происхождения. Московская экспансия на рынок Северной столицы продолжается: недавно здесь объявился еще один столичный игрок с федеральными амбициями -- группа компаний Divizion.

Купив "Ультру", "Евросеть" достигла сразу двух целей. Во-первых, сотовый ритейлер разом увеличил свою долю петербургского рынка почти до 50%, усилив тем самым отрыв от ближайших конкурентов. Во-вторых, "Евросеть" приобрела доступ к новому для себя потребительскому сегменту -- средней и высокой ценовых категорий. С освоением этих сегментов на петербургском рынке "Евросеть", являясь типичным дискаунтером, испытывала определенные сложности. Агрессивная и эпатажная стратегия ритейлера была без энтузиазма воспринята интеллигентными петербургскими потребителями. "Ультра" же, напротив, традиционно ориентировалась на сегмент премиум-класса. Неудивительно, что "Евросеть" обещает не только сохранить бренд "Ультры", но и развивать его. Тем самым ритейлер усилит свои позиции в борьбе за состоятельных покупателей.

Напомним, что это уже не первая попытка "Евросети" закрепиться в премиум-сегменте. К примеру, весной в петербургском элитном торгово-развлекательном комплексе "Варшавский экспресс" должен был открыться салон "Техмаркет" -- под этим брендом "Евросеть" продвигает в столице товары средней и высокой ценовых категорий. Однако презентация нового магазина так и не состоялась: в компании сочли, что торговая марка, популярная в столице, на берегах Невы может не прижиться. Впрочем, конкуренты "Евросети" не очень верят и в то, что компания сумеет занять ключевые позиции в премиум-сегменте даже после приобретения "Ультры". "Консолидация на петербургском рынке достигла своего пика. Очевидное свидетельство тому -- уход с рынка одного из самых заметных игроков -- сети 'Ультра', -- считает Татьяна Москалева, начальник отдела по связям с общественностью группы компаний Dixis. -- 'Евросеть', совершив столь крупную покупку, сократила количество конкурентов, упростив себе работу. Компания давно ищет выход на премиальный сегмент аудитории, поэтому решение сохранить бренд 'Ультра' было принято не случайно. Однако стандарты работы 'Евросети' в любом случае распространятся на приобретенную сеть, что неминуемо повлечет некоторый отток клиентов".

Практически сразу после поглощения "Ультры" в Петербурге объявился другой московский игрок с федеральными амбициями -- группа компаний Divizion. Этот ритейлер развивает региональную розничную сеть с помощью франчайзинга. В Петербурге под знамена Divizion встали салоны сети "Техносвязь", которая весной этого года продала львиную часть своих торговых точек, из них 47 магазинов отошли "Цифрограду", еще семь -- "Евросети". Теперь оставшиеся салоны "Техносвязь" переводит под бренд Divizion. В Петербурге у нового игрока уже работают четыре магазина а в самое ближайшее время откроются еще два. До конца года Divizion обещает увеличить количество своих торговых точек до 20. Впрочем, в компании не питают иллюзий относительно петербургского рынка сотового ритейла. Даже в среднесрочной перспективе новому игроку будет крайне сложно занять сколько-нибудь заметную долю рынка, поэтому руководители предприятия заявляют, что будут делать ставку на "высокую рентабельность каждого конкретного салона". Между тем госпожа Москалева считает, что появление в Петербурге компании Divizion "вряд ли будет замечено как покупателями, так и другими игроками": "На столь конкурентном рынке необходимо иметь сеть минимум из 50 магазинов, расположенных в хороших местах, чтобы говорить о каких-то результатах".

Другие ключевые участники местного рынка -- федеральные сети, пришедшие из Москвы, "Связной", "Цифроград" и "Телефон.ру" -- внешне демонстрируют полную уверенность, что перемены, произошедшие летом в петербургском сотовом ритейле, не окажут заметного влияния на их бизнес. Такую же позицию занял последний петербургский ритейлер -- "Телефорум". Так, Игорь Алехин, директор розничной сети компании "Телефорум", заверил корреспондента Ъ, что "компания чувствует себя на рынке уверенно": "Сеть растет, хотя неприбыльные магазины мы закрываем. В длительной перспективе рассчитываем сохранять и наращивать свою долю на рынке, ориентируясь при этом и на количество магазинов, и, что даже важнее, на их эффективность. Уход с рынка не планируется ни в каком виде". В "Телефон.ру" при этом уверены, что усиление конкуренции будет только способствовать развитию рынка. "Любая консолидация участников рынка, а также выход новых федеральных игроков на рынок Петербурга приводят в конечном итоге только к улучшению качества обслуживания покупателей", -- отмечает Наталья Степанова, директор петербургского филиала компании "Телефон.ру".

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: