Абонентам подрезают крылья / Когда авиапассажиры смогут поговорить по мобильнику в полете

Почти у каждого россиянина сегодня есть мобильный телефон, но по крайней мере 35 млн. абонентов сотовых сетей в 2005 году оказались "вне зоны доступа" на срок от 40 минут до 9 часов. Речь идет об авиапассажирах, которым запрещено пользоваться в полете мобильными телефонами. Аналитики считают, что связь в воздухе - это удобная и нужная услуга, сотовые операторы не прочь помечтать о летающих абонентах, но российские авиакомпании пока не торопятся "мобилизовать" свои борта, а некоторые зарубежные компании и вовсе наигрались в поднебесную связь.

В современном мире самолет скоро можно будет рассматривать как общественный транспорт - в 2005 году в небе "побывала" треть всего населения Земли. Но возможность быстро переместиться из пункта А в пункт Б имеет и свои недостатки. Фактически, ступив на борт авиалайнера, человек оказывается изолированным от внешнего мира. Приятный голос стюардессы напоминает, что пользоваться мобильным телефоном во время полета строго запрещено.

Первым проблему изолированных небес попыталась решить компания Boeing. В 2000 году она выделила собственное телекоммуникационное подразделение в отдельную компанию - Connexion. "Дочке" предстояло заняться разработкой бортовых систем для обеспечения высокоскоростного доступа в Интернет для пассажирских самолетов Boeing. В течение последующих двух лет компания получила необходимые лицензии и разрешения, а в мае 2004 года на борту самолета авиакомпании Lufthansa, выполнявшего рейс Мюнхен - Лос-Анджелес, заработала первая в воздухе точка доступа Wi-Fi с выходом в Интернет.

Но темпы распространения Интернета в последние 5 лет сильно уступали подключениям к сотовым сетям. Для некоторых людей невозможность воспользоваться мобильным телефоном в полете стала серьезной проблемой. Недавнее исследование американского университета Carnegie Mellon показало, что на каждом коммерческом рейсе минимум четыре пассажира вопреки запретам пользуются мобильным телефоном.

Чтобы объективно проверить, как влияет излучение мобильного телефона на работу систем самолета, потребовалось бы "напичкать" лайнер сотовыми трубками, поднять его в воздух, после чего включить телефоны. Таких исследований никто не проводил, а значит, доказательств негативного воздействия нет, как нет и доказательств полной безопасности.

"Как и любое другое радиоэлектронное оборудование, мобильный телефон что-то излучает, и теоретически это может нарушить работу чувствительных к электромагнитному излучению автоматизированных систем управления самолетом. Например, систем, которые по командам экипажа или автопилота управляют закрылками и рулями, изменяющими положение самолета в воздухе", - цитируют слова специалистов в пресс-службе компании "Гражданские самолеты Сухого". В таком случае лучше запретить, чем ждать подтверждения негативных прогнозов, считают авиаконструкторы.

Пользование же мобильным телефоном на большой высоте и вовсе лишено смысла, он просто не достанет до наземной сотовой сети. Выходом из ситуации стали "мини" - базовые станции, появившиеся в 2005 году. Сигнал с мобильника они ретранслируют на землю через спутник, а сами сотовые трубки из-за близости базовой станции могут работать на минимальной мощности, "не вмешиваясь" в работу систем самолета.

Первыми решили заставить сотовые телефоны работать в воздухе компании Airbus и SITA Inc. Крупнейший европейский авиапроизводитель и компания, уже полвека занимающаяся телекоммуникационными и IT-решениями для самолетов, основали совместное производство - компанию OnAir. С февраля 2005 года по август 2006 года OnAir успела разработать первую бортовую GSM-систему, заполучить в партнеры спутникового провайдера Inmarsat и оператора Monaco Telecom, который займется наземной инфраструктурой нового сервиса, и заключить контракт с крупным европейским авиаперевозчиком - компанией Lufthansa. На борту ее A-320 уже в начале 2007 года планируется запустить в коммерческую эксплуатацию мобильную телефонию OnAir. Новым сервисом заинтересовался даже европейский авиадискаунтер Ryanair, заключив соглашение на оснащение своего парка самолетов Boeing системой от OnAir.

Российские сотовые операторы тоже начали искать своих клиентов в воздухе. 18 августа компания "ВымпелКом" (бренд "Билайн") начала рекламную кампанию, в рамках которой комплект подключения к сети можно будет приобрести во время полета рейсами авиакомпании "Уральские авиалинии". И хотя говорить о появлении сетей российских операторов в воздухе рано, сами участники сотового рынка очень хотят попасть "на небо". "Никого сейчас не удивляет работающий сотовый в метро, а самолет, по сути, такая же транспортная система, - говорит пресс-секретарь компании "МегаФон" Марина Белашева. - Кроме того, учитывая масштабы нашей страны, перелет, например, из Москвы во Владивосток в течение 9 часов означает полную изоляцию на время полета от всех процессов на земле". Мобильная связь на борту авиалайнера могла бы решить эту проблему.

Хотя вряд ли сотовики руководствуются лишь гуманными идеями. Если предположить, что каждый авиапассажир хотя бы минуту в полете уделит мобильному разговору - при стоимости, например, 20 центов, - выручка российских операторов может составить до 7.02 млн. долларов США в год (учитывая нынешние объемы авиаперевозок). Несмотря на необъятные просторы нового рынка, сотовые операторы понимают сложности реализации такого проекта. "Мы считаем людей, летающих самолетами, нашей целевой аудиторией, но, чтобы организовать предоставление услуг связи в самолете, надо менять правила безопасности полетов и законы", - замечает пресс-секретарь компании МТС Кирилл Алявдин.

Российские авиакомпании между тем пока не торопятся связывать пассажиров с землей. В недавнем интервью информационному агентству "ИНТЕРФАКС-Юг" представители "Аэрофлота", "Трансаэро", "ВИМ-Авиа" и "Сибири" заявили, что не планируют в ближайшее время оснащать самолеты бортовыми сотовыми системами. "Наша первоочередная задача - сделать перевозки максимально безопасными, а уж потом можно думать о предоставлении дополнительных услуг", - сообщили "ИНТЕРФАКСу" в одной из компаний. В "Сибири" также заметили, что переоборудование подержанной авиатехники, которой обладают российские авиакомпании, требует значительно больших затрат, чем переоборудование новой.

Есть и еще один подводный камень для сотовой связи на борту авиалайнера. Успешная деятельность Connexion в течение 5 лет в августе этого года получила неожиданное развитие: компания объявила о намерении закрыть свой телекоммуникационный проект. "В последние 6 лет мы вложили массу времени, ресурсов и технологий в подразделение Connexion. Но, к сожалению, прогнозы развития рынка "бортового интернета" не подтвердились", - объяснил такое решение исполнительный директор компании Boeing Джим МакНерни. По мнению аналитиков, амбициозному проекту не суждено было стать популярным из-за высоких тарифов: от 10 USD США за 30 минут до 30 USD за полет. Стоимость же оснащения борта необходимым для широкополосного доступа оборудованием составляет около 500-600 тыс. USD. Возможно, поэтому с Boeing согласились сотрудничать лишь 12 авиакомпаний, из которых европейских всего две - Lufthansa и Scandinavian Airlines. Уже заключенные контракты по доступу в Интернет компания Boeing постепенно будет закрывать, а сервису бортовой мобильной связи, который Connexion успешно протестировал в октябре 2005 года, уже не суждено перейти в коммерческую эксплуатацию.

Появятся ли в Европе в 2007 году "мобильные" пассажиры и когда сотовые сети проникнут на российские авиалинии, покажет время. В США за чистоту авиарейсов от мобильных разговоров встала даже общественность: большинство из опрошенных американцев не хотят во время полета слушать чужие разговоры и звонки мобильных телефонов. Однако аналитик ИАА "Сотовик" Сергей Аверин считает это самым незначительным из возможных препятствий для связи в воздухе. "Мобильная связь в воздухе - это удобно и нужно. В общественном транспорте сегодня очень многие пользуются сотовым телефоном, и никого это уже не раздражает. Так же будет и в самолетах", - уверен он.

Тематики: Мобильная связь, Оборудование

Ключевые слова: