Быстро растем и много пишем

Компания «Яндекс» провела исследование структуры и социально-демографических характеристик русскоязычной блогосферы. Основные вопросы – кто, что, как, сколько и зачем пишет.

Темпы развития сферы неизменно растут. По данным службы поиска по блогам, сейчас существует более 1 150 000 сетевых дневников на русском языке, что составляет 2% от общего числа блогов в мире (авторы отчета ссылаются на исследования Technorati.com). Из них активно ведется около половины, а новых записей (постов) в день в среднем появляется 106 тыс., то есть 7% от ежедневных обновлений на всех языках. В течение 2006 года в Рунете появляется в среднем 100 новых дневников каждый час (в 2005−м этот показатель равнялся 20). Вывод из этого делается такой, что «нас мало, но мы быстро растем и много пишем».

Рост активности блоггеров соответствует укреплению позиций русского языка в интернете вообще: по последним данным Internet World Stats, русский впервые вошел в число наиболее используемых в Сети языков (2,2% от общего числа пользователей, 23 700 000 пользователей и 664,5% роста за период с 2000 года).

Из площадок для размещения дневников (блог-хостингов) наши люди в интернете по-прежнему предпочитают американский сервис Livejournal.com, на долю которого приходится 44,78% новых записей за день. Но существует общая тенденция относительного снижения популярности «Живого журнала»: если год назад в ЖЖ писало больше пользователей, чем во все российские блог-хостинги вместе взятые, то сейчас отечественного производителя поддерживают уже 62% блоггеров. Основные конкуренты американского сервиса – Liveinternet.ru, Diary.ru и Blogs.mail.ru. Также растет число русскоязычных «автономных блогов» (standalone blogs), то есть дневников, для которых нужны собственные домен, хостинг и аппарат публикации записей. Их на данный момент насчитывается около 4,5 тыс.

Следующим пунктом отчета «Яндекс» приводит портрет среднестатистического российского блоггера: это московская девушка-студентка 21 года. Далее идет расшифровка. 79% русскоязычных блоггеров живут в Москве или Петербурге, еще 16% представляют 10 городов, 7 из которых – миллионники. На другие города и веси приходится лишь 5% пользователей.

Вывод о том, что русские женщины ведут больше сетевых дневников, чем мужчины (3 к 2), делается исключительно на основании данных по Liveinternet.ru, поскольку другой информации сейчас нет.

Более 80% подотчетных пользователей не моложе 15 и не старше 35 лет. Старше 40 – лишь чуть более 2%. Зато интерес к блоггерам старшего поколения пропорционально выше, чем к молодым. По крайней мере, такова статистика по Livejournal.com. Данные того же сервиса позволяют утверждать, что 47% русскоязычных сетевых дневников ведут студенты.

Темы, которые занимают владельцев блогов, не сильно зависят от возраста. Десятки наиболее популярных интересов у людей 20–29 и 40–49 лет совпадают на 80%. Разве что молодых больше интересуют фотография и море. На первом же месте в обоих списках – музыка. В молодежной десятке на третьей позиции значится «секс», старшие предпочитают указывать в качестве интереса «женщин». Из этого авторы отчета делают остроумный, но небезупречный вывод, что, возможно, с годами увлечение процессом сменяется вниманием к партнеру. При этом не учитывается, что если секс увлекает, по идее, представителей обоих полов, то интерес именно к женщинам логично предположить у мужчин.

Говоря о поле, возрасте, образовании, месте жительства и интересах русскоязычных блоггеров, важно учитывать, что исследование «Яндекса» не социологическое, а технологическое, то есть основывается на работе службы поиска по блогам. Данные индексной базы поиска позволяют ориентироваться на запросы пользователей, а также на ту информацию, которую они сами предоставляют. Соответственно, погрешность возникает по субъективным причинам – далеко не все указывают свой возраст, реальное место жительства, род занятий (классификация по профессиям не проводилась) и уровень образования. Эта проблема должна нивелироваться за счет огромного масштаба охвата аудитории, но, поскольку в отчете методология подробно не прописана, многие выводы приходится принимать с оговорками.

Так или иначе, представленная статистика лишний раз подтверждает тот факт, что русскоязычная блогосфера развивается все более бурно и становится предметом подробного изучения. Первое исследование такого масштаба для нашей страны вряд ли может всерьез заинтересовать сетевых маркетологов, да и не ставит себе такой цели. По словам шеф-редактора проекта «МедиаРеволюция» Александра Гагина, в русскоязычных блогах пока невозможна бюджетная реклама, поскольку площадки слишком мелки.

По сравнению с США – просто ничтожны. Там за последние годы издано несколько книг, таких как «Маркетинг блогов» Джереми Райта, где анализируется, как бизнес использует блоги. Популяризация брендов, поддержание обратной связи с потребителями или разработка маркетинговой стратегии с их помощью стало распространенным явлением. General Motors использовала блоги для того, чтобы определить сильные и слабые стороны новых моделей своих автомобилей.  Boeing анализирует странички специалистов по туризму и авиации при разработке новых моделей самолетов. Сотрудники компании Microsoft анализируют отзывы блоггеров, чтобы внести изменения в  программные продукты.

Западный опыт и растущее внимание СМИ показывают, что и в России ситуация может в обозримом будущем измениться. Тогда будет актуально более полное исследование блогосферы, объединяющее технологический и социологический методы и способное дать ответы на вопросы о социальном статусе и финансовых возможностях блоггеров, их коммуникативных и поведенческих привычках, а также о целях создания дневников и способах работы с информацией.

Сейчас же мы имеем дело с очень интересными данными, за что «Яндексу» большое спасибо. Как сказал руководитель пресс-службы компании Михаил Ушаков, пока мало информации, насколько эти данные востребованы, но если будут нужны – нет причин не продолжать.

Тематики: Интернет, Web

Ключевые слова: