Зачем бизнесу WAP?

Технологии не стоят на месте. Если несколько лет назад бурное коммерческое развитие переживал «стационарный» Интернет, то сейчас взоры бизнеса устремлены в сторону рынка мобильного контента и коммуникаций, главная отличительная черта которых – простота и удобство использования, доступность, широкий охват и сравнительно невысокая стоимость.

Раньше WAP не принимали всерьез и считали бесперспективным. Нет ничего удивительного в том, что, появившись семь лет назад, в эпоху медленных GSM-соединений, примитивных WAP-браузеров и маленьких черно-белых телефонных экранов, он не получил широкого распространения. Скоростные ограничения уже в прошлом – благодаря технологиям GPRS и EDGE (не за горами запуск сетей третьего поколения с еще более быстрой передачей данных), программное обеспечение совершенствуется, а телефонов с монохромными экранами в продаже (и пользовании) почти не осталось.

«Весной 2005 года, - рассказывает руководитель отдела On-line INFON Чеснова Анна, - WAP представлял собой «свободную зону» для wap-сайтов с пиратским контентом и порно сайтов. Немногочисленную группу составляли чаты и форумы. Длинные черно-белые wap-страницы с огромным количеством ссылок в большинстве случаев отправляли пользователя не по обещанному адресу, а на еще одну такую же страницу. Статистика посещаемости была преувеличена, ценообразование на рекламу отсутствовало, wap сайты операторов сотовой связи находились в довольно удручающем состоянии, а информация была старой и бесполезной.

Весной 2006 года - практически все wap проекты имеют 2 версии отображения на экранах мобильных телефонов – wap1.0 и wap2.0 (xhtml). У сайтов появился дизайн, все провайдеры, вышедшие в wap, умеют определять модель телефона и оператора связи, перед тем как предложить контент, цены на рекламу вполне обоснованы, и покупка выгодных рекламных мест проходит через Интернет-аукционы. К тому же ссылок – «обманщиков» становится все меньше, пиратский контент заменяют на wap-каталоги контент-провайдеров, растет количество сайтов с полезной информацией и быстрым обновлением».

Несмотря на все препятствия и предрассудки, WAP активно развивается. Игнорировать статистику уже невозможно. В русскоязычном WAP насчитывается несколько десятков тысяч ресурсов. По данным аналитического агентства iKS-Consulting, ежемесячно российские WAP-сайты посещает более 14 млн. человек (для сравнения: в «большой» интернет заглядывает 20,1 млн. человек). При этом темпы роста числа пользователей мобильного Интернета составляют 10% в месяц против 4% роста числа пользователей Рунета (данные ФОМа).

Технологию WAP начали активно продвигать операторы сотовой связи. Они понимают, что рынок голосовых и неголосовых коммуникаций в его сегодняшнем виде близок к насыщению и в дальнейшем ставка будет делаться на предоставление именно дополнительных услуг, на базе WAP в том числе.

WAP открывает большие перспективы для бизнеса. С его помощью телефон из простого средства связи превращается в важный альтернативный традиционным СМИ (как «бумажным», так и электронным) источник информации, доступный всегда и везде.

Сегодня уже и в России налицо тенденция, характерная для современного информационного общества. Человек становится все более свободным и мобильным. Он выпадает из-под влияния традиционных СМИ, поскольку ему не хватает времени на чтение и знакомство с телепрограммами. Однако потребность в информации у него остается (и даже возрастает), только необходимые ему сведения он теперь получает «на ходу». Сказанное относится не только к молодежи. Серьезные бизнесмены не теряют времени даром: они читают новости и посещают wap-ресурсы со своих мобильных телефонов там, где невозможно работать с ноутбуком. Возрастает количество обладателей смартфонов и коммуникаторов, которые имеют многократно больше возможностей мобильной работы с информацией.

Традиционные средства рекламы постепенно отходят на второй план. К тому же затраты на промоушн постоянно растут, и позволить себе действительно заметную и эффективную рекламу могут только крупные бренды. Неудивительно, что особую актуальность приобретает мобильный маркетинг – использование современных коммуникационных технологий для продвижения товаров и услуг. Доказано практикой: мобильный маркетинг очень хорошо вписывается в рамки традиционных рекламных кампаний, привнося в них новые возможности и позволяя значительно расширить аудиторию. Неудивительно, что многие компании начинают вкладывать все больше средств именно в мобильный маркетинг. Они начинают создавать в Интернете свои wap-сайты и промо-сайты.

Wap-сайт компании доступен практически всегда и везде: потенциальный потребитель товаров и услуг, как и постоянный клиент, всегда может получить там всю необходимую ему информацию, от контактов и каталога товаров. Исключительно важна здесь и интерактивность: клиент – уже не пассивный наблюдатель, он включен в процесс коммуникации (с помощью одного нажатия кнопки он может осуществить звонок, отправить сообщение, задать вопрос или сделать заказ, чего не позволяет сделать ни печатная, ни баннерная, ни уличная реклама). Это дает возможность собирать маркетинговые данные, составлять профили потребителей и предоставлять им отобранную информацию.

Как заявляет руководитель проекта Wapstart.ru Кирилл Рожковский: «WAP сокращает до минимума время между контактом потребителя с рекламным материалом и получением подробной информации о рекламируемом продукте, а иногда – и его покупкой. При грамотной интеграции оффлайновой рекламы с WAP это позволяет установить с пользователем более прочный, не потерявший эмоциональной окраски, контакт. Кажется, это именно то, о чем так давно мечтали маркетологи. И если Интернет сблизил производителя и потребителя до прямой «видимости и слышимости», то WAP сократил это расстояние до рукопожатия».

Wap-сайт позволяет:

формировать положительный образ товара, услуги в сознании целевой аудитории;
предоставлять актуальную информацию о компании, ее товарах и услугах;
привлекать потенциальных клиентов и удерживать постоянных;
увеличивать эффективность традиционной рекламы;
Промо wap-сайт отличается от постоянного wap-ресурса тем, что основная его задача - прямое рекламное воздействие на потребителя. Этот формат рекламы ориентирован скорее на молодую аудиторию, легче идущую на контакт.

Маркетинговая отдача от промо-сайта не ограничивается непосредственным контактом с посетителями. Если на сайте в рамках акции пользователю доступен бесплатный медиа-контент, то после его скачивания телефоны пользователей становятся полноценными рекламными носителями. Например, когда в качестве заставки устанавливается картинка с логотипом компании, или когда пользователь демонстрирует (пересылает) друзьям ролик про проект, товар или саму компанию.

Управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров отмечает: «WAP становится основной средой для реализации проектов в сфере мобильного маркетинга. Так, по опыту продаж рекламы в WAP, отклик в десятки раз выше, чем в традиционном Интернете. При этом мы, как правило, знаем, в каком регионе находится потенциальный клиент и даже то, какая у него модель мобильного телефона. Все это делает wap-рекламу не только эффективным каналом продвижения, но и отличным инструментом для маркетингового анализа. А если мы задействуем полный арсенал мобильного маркетинга – используем интерактивные возможности телефона, вовлекаем клиента в сообщества, применяем CRM системы, информируем его посредством SMS, даем возможность связаться с call-центром, обеспечиваем обратный отзвон при запросе с его стороны - то возможности возрастают многократно. Хотя, важно здесь не перегнуть палку - пользователь должен получать только релевантную его интересам информацию. Иначе есть шанс подорвать доверие потребителей и к мобильным маркетинговым инструментам».

Кому нужны собственные wap-ресурсы? Всем, кто производит, продвигает, продает товары и услуги. Какие именно? Решительно любые, поскольку заявить в Сети одинаково легко и туристическую путевку, и автомобиль, и новые модели шнурков для сотовых телефонов, и онлайновую игру для подростков – то есть абсолютно все, что угодно.

Будет ли такое начинание выгодно? В конечном итоге, это зависит только от вас.

Тематики: Мобильная связь, Интернет

Ключевые слова: