Петербургский CIO-клуб собирает ритейлеров

Первая Санкт-Петербургская практическая конференция по инновациям в розничной торговле «Retail» состоялась 17 апреля 2014 года в отеле Park Inn.

Ключевой темой конференции стали информационные технологии и инновации в розничной торговле: «умные» кассы, интернет-магазины и другие современные тренды. Мероприятие объединило руководителей департаментов продаж, директоров по IT, представителей розничных сетей.

Первая секция носила название «Тенденции в ритейле: что год грядущий нам несет?» Модератор секции, председатель Программного комитета конференции и генеральный директор BV Group Олег Вайнберг обратил внимание гостей на то, что в бизнесе нет понимания «внутреннего потребителя». Любая служба, прежде всего ИТ, должна быть всегда нацелена на удовлетворение потребностей внешнего клиента. Любая принятая инновация должна быть внедрена мгновенно, в ином случае она не принесет никакого конкурентного преимущества. «Нужно четко понимать, куда идет ритейл, видеть все его тенденции».

 

Максим Белоусов, президент Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров, и Олег Вайнберг, BV Group: памятный подарок

Максим Белоусов, президент Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров, и Олег Вайнберг, BV Group: памятный подарок

 

На правах специального гостя конференции, первый докладчик, управляющий партнер издательского дома Retailer Даниил Сомов представил результаты исследования «Retailer Expansion 2013. Факты 2012. Тренды 2013. Планы 2014», опубликованное в декабре 2013 года. Г-н Сомов отметил, что, начиная с 2011 года, темп роста розничной торговли замедлился. С 2009 по 2012 года доля «нон-фуда» в общих продажах росла, но в 2013 году незначительно снизилась и в конце года составляла 53%. В целом рынок розничной торговли растет, и в 2013 году он составил около 19 трлн рублей (без НДС). Одновременно с ним в общем объеме рынка растет доля Retailer Russian Top 100 – ста крупнейших по выручке розничных компаний России, а также доля сетевых розничных компаний, которая сейчас достигает 20%.

 

Даниил Сомов, ИД Retailer: «Тот, кто заказывает отчет о ситуации на рынке, хочет получить не только результат в виде цифр и диаграмм, но и ответы на вопросы, что происходит и что делать»

Даниил Сомов, ИД Retailer: «Тот, кто заказывает отчет о ситуации на рынке, хочет получить не только результат
в виде цифр и диаграмм, но и ответы на вопросы, что происходит и что делать»

 

Секцию продолжил Сергей Токмаков, руководитель маркетингового направления СКБ «Контур», говоривший об электронном вдаимодействии в ритейле. Электронное взаимодействие (EDI) ритейлеров с поставщиками до 2012 года, как правило, ограничивалось передачей электронного заказа от торговой сети поставщикам и его подтверждением. В 2012 году появились электронный счет-фактура, электронная товарная накладная, цепочка дополнилась уведомлениями о приемке и об отгрузке. В 2014 году начнется массовый переход поставщиков на электронное взаимодействие. Ритейл – первая в стране отрасль, которая массово перешла на электронные документы.  Причина: большой объем транзакций, а следовательно, бумаг и ошибок. Сергей Токмаков показал, что динамика роста трафика поставщиков через сервис, предоставляемый «Контуром», сравнима с динамикой проникновения мобильной связи. С момента своего появления инновационное решение постепенно становится удобнее и дешевле. Ритейлеры, как и абоненты сотовой связи, склонны сравнивать провайдеров, предоставляющих услуги EDI, и выбирать лучшего.

 

Сергей Токмаков: «Мультипровайдерность – тренд 2013 и 2014 годов»

Сергей Токмаков: «Мультипровайдерность – тренд 2013 и 2014 годов»

 

Наконец, Станислав Рымкевич и Алексей Прокофьев, представляющие ЗАО «ШТРИХ-М», рассказали об одной из разработок компании – инновационной кассе самообслуживания.  Интересно, что современные технологии, оказывается, коснулись даже такой структуры, как очередь:  если раньше люди в ней невольно интересовались товарами прикассовой зоны, то сейчас большинство проверяет почту, общается по своему гаджету. Следовательно, очереди уже не так выгодны продавцам. Другие проблемы традиционных касс – постоянная необходимость подбора квалифицированных кадров, воровство с участием кассиров, большая площадь, перегруженность в пиковые часы и, наоборот, простаивание. 

Касса самообслуживания в состоянии обслуживать около 2500 покупателей в неделю. Она предназначена в основном для клиентов с небольшим набором покупок («маленькая корзина»). Она занимает меньше места и частично решает проблему кадров: один специалист-консультант может обслуживать в среднем четыре кассы одновременно.

Первым ритейлером в Петербурге, успешно внедрившим у себя кассы самообслуживания, стала сеть магазинов «Улыбка радуги». Вторым стала сеть супермаркетов «Лэнд». Идет подготовка к внедрению такиз касс в супермаркетах Spar.

 

Станислав Рымкевич и Алексей Прокофьев: «С одной стороны, хорошо, когда очереди перед кассами есть… но они же заставляют покупателей уходить к конкурентам»

Станислав Рымкевич и Алексей Прокофьев: «С одной стороны, хорошо, когда очереди
перед кассами есть… но они же заставляют покупателей уходить к конкурентам»

 

Вторая секция – «Инновации в ритейле: умные кассы и другое» началась с выступления Алексея Борщова, директора по развитию ГК СофтБаланс, «Ритейл в стиле дзен, или Как привести дела в порядок». «ИТ-подразделения компаний — прогрессивная движущая сила, несущая упорядоченность». Эффективность компании состоит из эффективности ее людей. По работе с информацией измеряется культура работы, связанная с исполнительской дисциплиной и системностью мышления. Доклад познакомил слушателей с приемами систематизации и структуризации информационных потоков. Среди них — контрольные списки, автозадачи и передача опыта от руководителя подчиненным.

Александр Рогозный и Валерия Якубич из Avis Expert представили «Обзор востребованных решений операционной автоматизации для ритейла». Наиболее востребованными оказались разработки компании в области управления договорными документами и претензионно-исковой работой, согласования счетов на оплату, управления тендерами, контроля исполнительской дисциплины.

 

Валерия Якубич, Avis Expert: «Без реализации операционных задач невозможна эффективная работа внутри компании»

Валерия Якубич, Avis Expert: «Без реализации операционных задач
невозможна эффективная работа внутри компании»

 

Следующими слово взяли Алексей Веденеев и Роман Комиренко, специалисты компании France Informatique & Technologie, занимающейся комплексной автоматизацией розничных сетей.  В докладе «Целесообразность внедрения кассовых систем самообслуживания (SCO - self-checkouts): это дань моде или актуальная бизнес-задача? Практический опыт внедрения SCO в России» прозвучала мысль о том, что причиной востребованности систем самообслуживания послужили множество факторов: слабый рост рынка розничной торговли, борьба за эффективность, увеличение налогов, демографическая ситуация. Эта востребованность доказана мировой практикой. Выступающие подчеркнули, что в SCO должны быть реализованы те же бизнес-процессы, что и на обычной кассе, особенно системы лояльности.

«Система самообслуживания, - по словам докладчиков, - позволит компании увеличить оборот не засчет интенсивного роста сети, а засчет увеличения пропускной способности магазинов».

В третьей секции, которая называлась «Инструменты ИТ в помощь маркетологу», прозвучали доклады «Быстрое внедрение BI в Retail: от аналитики на мобильных устройствах iPad для топ-менеджеров до KPI компании» Александра Стародубова из узкоспециализированной компании BI Consult; «Оптимизация работы персонала в розничных сетях на основе данные подсчета посетителей» Сергея Селезнева из Watcom Group.

 

Александр Стародубов, BI Consult: «Маркетологи не могут обойтись без ИТ, им нужно больше данных, чтобы их анализировать и на основе анализа принимать решения»

Александр Стародубов, BI Consult: «Маркетологи не могут обойтись без ИТ,
им нужно больше данных, чтобы их анализировать и на основе анализа принимать решения»

 

Особый интерес вызвало выступление «Аутсорсинг контента» Антона Балашова, представляющего интернет-магазин Ютинет.Ру. Если каталог продукции магазина насчитывает десятки тысяч наименований продукции, покупателю чаще всего становится трудно понять разницу между схожими товарами, например, двумя ноутбуками одной фирмы. Необходимо разработать фильтры подбора, а для этого классифицировать продукты таким образом, чтобы их максимально полные описания располагались в базе данных в структурированном виде: маркетинговое описание, технические характеристики, изображения, экспертная оценка, документация, отзывы и обзоры товара. Г-н Балашов привел обзор преимуществ и недостатков собственной контент-команды, удаленных наемных работников и аутсорсинга. Оказалось, что аутсорс-компания больше других соответствует потребностям бизнеса «Ютинета»: это, во-первых, низкая цена, возможность быстрого увеличения штата в пиковые периоды, соблюдение коммерческой тайны и т. д.

«Многие не до конца понимают роль контента в интернет-торговле и в том, как качественный контент может увеличить продажи и реализовать большое количество удобных сервисов, благодаря которым клиенты будут возвращаться в магазин снова и снова».

 

Антон Балашов, Utinet.ru: «Открывая интерет-магазин, обычно о контенте вспоминают в последнюю очередь. Когда количество товаров в каталоге достигает начинает достигать десятков тысяч, начинаются проблемы»

Антон Балашов, Utinet.ru: «Открывая интерет-магазин, обычно о контенте вспоминают в последнюю очередь.
Когда количество товаров в каталоге достигает начинает достигать десятков тысяч, начинаются проблемы»

 

Интерактивным завершением мероприятия стал круглый стол «К барьеру: Internet магазин, кибермаркет, вендинг VS обычный магазин». Напомним, что круглый стол - традиционный для конференций CIO-клуба формат. На этот раз участники попытались выяснить, сможет ли интернет-магазин конкурировать с обычным, прибылен ли для торговых сетей перевод части продаж в онлайн-сервисы и какие трудности при этом они испытывают.

* * *

Платиновым партнером конференции стала компания «Штрих-М»,  ведущий российский производитель торгового оборудования и интегратор систем автоматизации торговли. Генеральным партнером - группа компаний «СофтБаланс», системный интегратор и разработчик программного обеспечения.

Партнерами секций стали компания BI Consult, занимающаяся  консультационными услугами в области построения систем бизнес-анализа на базе QlikView, и  Avis Expert, специализирующаяся на внедрении и развитии систем электронного документооборота (ECM), систем автоматизации бизнес-процессов (BPM) и порталов.

Также партнерами конференции являлись  крупнейший разработчик программного обеспечения в России СКБ Контур и компания FIT, один из лидеров комплексной автоматизации сетей супер- и гипермаркетов, а также один из лидеров рынка облачных телекоммуникаций – «Телфин».

Генеральным информационным интернет-партнером конференции, как и прежде, был портал SpbIT.ru; а стратегическим - группа компаний COMNEWS, выпускающая  ряд периодических интернет-изданий о телекоммуникациях.

 

Рубрики: Торговые сети, Кадры, CIO/Управление ИТ

Ключевые слова: IT-директор, SPb CIO Club