Мобильный трафик приземляется

Резкий спад трафика с городских на мобильные телефоны, случившийся сразу после введения принципа CPP ("платит звонящий"), сменился подъемом. По данным агентства "Сотовик", количество звонков в сетях фиксированных операторов на сотовые телефоны в сентябре увеличилось на 15%, а доля трафика в сетях сотовых операторов примерно на столько же снизилась. По мнению участников рынка, уже в этом году операторы фиксированной связи получат 62 MUSD дополнительных доходов.

Сразу после введения 1 июля принципа "платит звонящий" в в сети МГТС зафиксировали снижение трафика с фиксированных телефонов на мобильные примерно на 30%. Абоненты опасались звонить с городских телефонов на мобильные, узнав, что эти вызовы стали платными. Но получив первые счета, люди поняли, что звонок с фиксированного на мобильный стоит 1,5 руб. за минуту, то есть порядка шести центов, что дешевле, чем обычный звонок с одного сотового телефона на другой. И трафик начал расти. По данным "Сотовика", рост трафика с фиксированных на мобильные телефоны по сравнению с периодом до 1 июля по итогам сентября составил 15%. "Сразу после введения CPP, по нашим подсчетам, трафик с фиксированных на мобильные телефоны упал на 44%, однако в период за август-сентябрь восстановился, и сейчас мы наблюдаем его постепенный рост", - заявил главный редактор "Сотовика" Сергей Коляда. Основной рост трафика с фиксированных на мобильные телефоны был отмечен среди офисных операторов; абоненты начали больше звонить с фиксированных рабочих телефонов, и офисные операторы увеличили трафик на сотовые телефоны на 30-50%. Операторы фиксированной связи соглашаются с данными исследования. "Еще прошло слишком мало времени, и мы не можем привести конкретные цифры, однако, по нашим данным, трафик по большинству регионов действительно растет. В некоторых регионах даже до 20%", - сообщила замдиректора департамента информационного обеспечения "Связьинвеста" Юлиана Соколенко.

Одновременно аналитики "Сотовика" отметили снижение количества звонков с мобильного на мобильные телефоны. "На сотовом рынке произошли тектонические изменения, абоненты поняли, что звонить с сотового на сотовый телефон при наличии фиксированного офисного невыгодно. Поэтому в начале сентября доля внутрисетевого трафика сотовых операторов в среднем снизилась на 10-15%", - отметил господин Коляда. Впрочем, сами сотовики не спешат признавать существенных изменений в структуре трафика. "Наши предварительные оценки показывают, что структура трафика пока не претерпела существенных изменений, - рассказала Марина Белашева, пресс-секретарь 'МегаФона'. - Возможно, это объясняется сезонными и техническими факторами: в сентябре закончился сезон отпусков, а абоненты фиксированных линий только с середины августа получают счета за звонки с городских телефонов на мобильные". По мнению экспертов, если доля внутрисетевого трафика у сотовых операторов и снизилась, то свои расходы они вовремя сумели компенсировать. "Мобильные операторы от увеличения трафика с фиксированных телефонов ничего не потеряли, компенсировав свои расходы с помощью увеличения стоимости первой минуты соединения и за счет межоператорских расчетов", - отметила Татьяна Толмачева, аналитик iKS-Consulting.

По прогнозам аналитиков, в дальнейшем объем трафика с фиксированных на мобильные телефоны будет увеличиваться, что отразится на доходах операторов фиксированной связи. "Сложившиеся пропорции сохранятся, и отрасль продолжит свой рост уже с этих показателей", - считает Сергей Коляда. "Объем трафика с фиксированного на мобильные телефоны за первое полугодие 2006 года составил порядка 3 млрд минут, - рассуждает госпожа Толмачева. - Если раньше абонент платил сотовому оператору за минуту в среднем 0,07-0,12 USD, то теперь, выбирая звонок с городского на мобильный, он платит около 1,5 руб. (0,06 USD). Из этой суммы фиксированный оператор выплачивает мобильному 0,95 руб. (0,03 USD) за приземление вызова. Таким образом, дополнительный доход, который могут получить операторы фиксированной связи по итогам 2006 года, составит порядка 62 MUSD".

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: