Онлайн-торговля идет на взлет

Интернет-торговля в прошлом году стала самым быстрорастущим сегментом рынка электронной коммерции в России - ее доля в структуре этого рынка составила 25% (537 млрд руб.). К 2018 г. этот показатель может вырасти до 40%.

Такие данные представлены в исследовании рынка электронной коммерции в России, проведенном J’son & Partners Consulting.

В целом объем рынка электронной коммерции по итогам 2013 г. превысил 2 трлн руб., увеличившись на 23% по сравнению с 2012 г. Наиболее востребованы на нем услуги (оплата ЖКХ, интернет-доступа и т.п.), на них приходится 53% от всего рынка (1,08 трлн руб.). Далее следуют физические товары (одежда, техника), их доля на рынке - 42% (872,4 млрд руб.). Доля нефизических товаров (например, онлайн-игры и билеты) составила 5% (108,6 млрд руб.).

В структуре продаж физических товаров доминирует интернет-торговля (62%). MLM (реализация товаров через сеть независимых дистрибьюторов) занимает долю в 33%, а каталожная торговля - 5%.

Через Интернет российские пользователи чаще всего покупают бытовую технику и электронику. Соотечественники предпочитают курьерскую доставку на дом и оплату наличными. Средний уровень чека при таких покупках составляет 25 тыс. руб. в год.

В географическом отношении на рынке электронной коммерции доминирует Московский регион. В нем совершается около 40% всех покупок. В пятерку городов, где любят совершать покупки через Интернет, входят Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Челябинск. На зарубежные интернет-магазины приходится лишь 10% всех покупок в общей структуре онлайн-торговли.

Аналитики J’son & Partners Consulting прогнозируют увеличение объема электронной коммерции до 4 трлн руб. к 2018 г. По их данным, доля интернет-торговли в общей структуре рынка электронной коммерции к 2018 г. может составить около 40% (1,6 трлн руб.).

Игроки рынка подтверждают информацию о высоких темпах развития онлайн-торговли.

Динамика интернет-заказов остается впечатляющей, рассказывает руководитель по связям с общественностью "М.Видео" Антон Пантелеев. "В прошлом году прирост составил более 100%, по итогам первого полугодия этого года – 91%. При этом Интернет успешно стимулирует покупателей приходить в магазины", - отметил он.

"Наибольший прирост и долю в интернет-заказах составляет услуга "закажи в Интернете – забери в магазине" - по итогам первого полугодия на нее пришлось около 60% от всех продаж в Сети (в прошлом году – около 6%). При этом интернет-заказы показывают на сегодняшний момент более высокий средний чек", - говорит он.

В первом полугодии 2014 г. средний чек в магазине при оплате покупки в розницу составлял 5232 руб., при самовывозе (услуга "закажи в Интернете – забери в магазине") - 10 055 руб., а при оплате покупки с доставкой на дом - 15 443 руб. При этом чаще всего в интернет-магазине покупают телевизоры и смартфоны.

По словам Антона Пантелеева, в большинстве случаев покупатели расплачиваются наличными деньгами. Доля оплаты банковскими картами от всех транзакций составляет 32% как при оплате в розницу, так и при оплате покупки через Интернет.

"В 2013 г. сегмент мобильной и портативной электроники рос выше среднего показателя на онлайн-рынке. Соответственно, и в "Евросети" цифры прироста 2013 г. к 2012 г. были выше", - отметила в беседе с ComNews директор департамента телекоммуникационных услуг "Евросети" Мария Шалина.

Такая динамика, говорит она, сложилась за счет открытия новых площадок интернет-магазинов, расширения товарной матрицы, введения новых групп товаров мелкой и крупной бытовой техники, а также новых способов оплаты услуг через сайт и мобильные приложения "Кукурузы". "Растет как трафик интернет-магазина, так и трафик клиентов, совершивших услугу или платеж в онлайне", - говорит она.

Вид оплаты покупки в интернет-магазине трансформируется. "Уменьшается доля клиентов, расплатившихся за товар наличными средствами (на апрель 2014 г. – около 50%), растет доля клиентов, предпочитающих оплату кредитной, банковской картой или "Яндекс.Деньгами" (в совокупности 40%) и использующих подарочные карты компании и бонусы с карты "Кукуруза" (около 10%)", - пояснила Мария Шалина.

Представитель "Связного" Сергей Тихонов тоже сообщил об увеличении объемов онлайн-торговли в России. "Согласно исследованиям Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), членом которой является "Связной", за 2013 г. количество покупателей, приобретающих что-либо через Интернет, выросло на 13%, до 30 млн человек", - отметил он.

Интернет-магазин ритейлера формирует порядка 20% всего товарооборота компании. "За 2013 г. продажи в интернет-магазине "Связного" выросли на 72% до 17 млрд руб., превысив темпы роста рынка в 2 раза. В 2014 г. рост интернет-продаж продолжается", - говорит Сергей Тихонов.

Он объясняет, что ноутбуки, телевизоры и другие крупные устройства логичнее продавать только через интернет-канал. "А небольшие и компактные гаджеты, например, смартфоны и планшеты, будут хорошо продаваться и в традиционной рознице, и онлайн", - заключает представитель "Связного".

Другие игроки рынка говорят о стабильности динамики развития интернет-торговли. "В целом, по моему мнению, темпы развития интернет-торговли останутся на прежнем уровне", - считает ведущий менеджер по маркетингу торговой площадки Molotok Виктория Крутиховская. Она отметила, что на эту сферу влияют различные новые законы, которыми государство пытается взять интернет-торговлю под свой контроль.

Она подчеркнула, что по уровню продаж на сайте Molotok на первом месте - раздел "Коллекционирование". Далее идут "Искусство и антиквариат" и "Музыка, книги, фильмы".

"У нас множество вариантов оплаты товара, но наибольшая часть наших пользователей предпочитают переводы на банковские карты", - отмечает Виктория Крутиховская.

Тем не менее кредитные карты пока не берут верх над наличными. Более 70% покупателей мегамаркета Ozon.ru расплачиваются наличными, рассказывает руководитель PR-направления интернет-магазина Ozon Мария Назамутдинова. На Sapato.ru (магазин одежды и обуви) 90% клиентов тоже расплачиваются наличными. В то же время более 70% клиентов Ozon.travel (авиабилеты, гостиницы, ж/д билеты) совершают покупки при помощи банковской карты.

Чаще всего в интернет-магазине Ozon россияне приобретают косметику, товары для дома, товары для детей, а также обувь и авиабилеты, добавляет Мария Назамутдинова.

Елизавета Титаренко

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: интернет-магазин