Противоречивый "Ростелеком"

ОАО "Ростелеком" - российский национальный оператор дальней связи - подвел неаудированные итоги деятельности за девять месяцев 2006 г. По мнению аналитиков, результаты "Ростелекома" - предсказуемы. Oднако трактуют они эти результаты по-разному.

Выручка ОАО "Ростелеком" за первые девять месяцев 2006 г. составила 43 757,1 млн. руб., увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. на 47%.

Рост выручки обусловлен, прежде всего, увеличением доходов от предоставления услуг междугородной (МГ) и международной (МН) связи российским клиентам вследствие изменения с 1 января 2006 г. системы взаимодействия и взаиморасчетов с российскими операторами и абонентами при оказании услуг междугородной и международной связи.

По итогам отчетного периода объем междугородного трафика составил 7 353,8 млн. минут, увеличившись на 4,5% по сравнению с первыми девятью месяцами 2005 г. Выручка компании от услуг МГ связи выросла на 72,3% до 23 003,5 млн. руб.

Рост исходящего международного трафика по сравнению с первыми девятью месяцами 2005 г. составил 10,4%, увеличившись до 1 425,7 млн. минут. Доходы от предоставления услуг МН связи российским клиентам составили 9 730,9 млн. руб., что на 40,6% выше аналогичного показателя за первые девять месяцев 2005 г.

"Входящий МН трафик увеличился по сравнению с первыми девятью месяцами 2005 г. на 32,9% до 1 780,5 млн. минут, что свидетельствует о продолжающемся росте доли ОАО "Ростелеком" на международном операторском рынке", - говорят в компании. Доходы от терминации и транзита входящего МН телефонного трафика увеличились на 5,4% до 3 250,4 млн. руб.

Показатель EBITDA уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 21,9% до 9 069,4 млн. руб. Рентабельность по EBITDA составила 20,7%.

Аналитик "Тройки Диалог" Евгений Голосной обращает особое внимание на показатель EBITDA в отчете "Ростелекома". "Такое падение связано, в первую очередь, с системными проблемами, - поясняет Евгений Голосной. - Изменения в законодательстве более благоприятны для региональных компаний, а не для "Ростелекома". Поэтому компания много инвестирует в создание сети своих региональных представительств, чтобы быть ближе к конечному пользователю. И это сказывается на операционной деятельности. Однако в долгосрочной перспективе возможен положительный эффект", - полагает аналитик.

Чистая прибыль ОАО "Ростелеком" по итогам первых девяти месяцев 2006 г. составила 5 004,6 млн. руб. по сравнению с 7 843,8 млн. руб. за первые девять месяцев предыдущего года, уменьшившись на 36,2%.

Согласно отчету компании за первые полгода чистая прибыль снизилась еще больше, так что результаты 9 месяцев можно даже назвать позитивными, - считают в "Ростелекоме". "Основное снижение чистой прибыли возникло в связи с ситуацией по изменению системы взаимодействия между операторами, - говорит директор по связям с общественностью и инвесторами оператора Антон Клименко. - Вместе с ростом доходов растут и расходы, и они больше первых. Плюс ко всему, на чистую прибыль оказывает влияние переоценка финансовых вложений".

Сумма переоценки финансовых вложений по итогам первых девяти месяцев 2006 г. составила 409,9 млн. руб. по сравнению с 780,5 млн. руб. за аналогичный период предыдущего года. Прибыль от продаж ценных бумаг снизилась с 473,2 млн. рублей за первые девять месяцев 2005 г. до (40,4) млн. рублей за отчетный период. Уменьшение прибыли от продажи ценных бумаг обусловлено, прежде всего, тем, что данный показатель за первые девять месяцев прошлого года включал в себя прибыль от реализации компанией доли в ЗАО "Телмос".

"Никаких сюрпризов нет. Результаты плохие, - делает неутешительный вывод Евгений Голосной. И поясняет: "Смотреть на рост доходов не имеет смысла, потому что изменилась система расчета. Сейчас компания показывает всю выручку от конечных пользователей за международные и междугородние звонки, а раньше показывали только часть ее, - и она составляла порядка 40%. За 9 месяцев доходы "Ростелекома" выросли на 47%, что ни о чем не говорит".

Наибольший интерес у аналитика вызвал показатель междугородного трафика, выросший на 4,5%. "Меня удивили столь небольшие темпы роста, - говорит Евгений Голосной. По его мнению, рост в 4,5% свидетельствует о потере доли на рынке. "По стране этот показатель за тот же период вырос примерно на 10%", - утверждает аналитик.

Однако ряд экспертов придерживается мнения, что адекватной статистики по темпам роста ни МГ, ни МН-трафика в целом нет, поэтому судить о составляющих этого рынка сложно.

В "Ростелекоме" же и вовсе не согласны с тем, что они потеряли долю рынка. "По результатам 6 месяцев 2006 г. показатель МГ вырос на 1,2% по отношению к предыдущему аналогичному периоду", - сказал Антон Клименко. И сделал вывод: "По меньшей мере, наша доля на рынке не уменьшилась".

Более оптимистичной точки зрения придерживается и аналитик компании J'son&Partners Борис Овчинников. "Результаты, безусловно, позитивные, - считает аналитик. - Если сравнивать с результатами за 6 месяцев, ускорился и рост объемов междугородного трафика, и объем трафика и доходы от входящего международного трафика. Если сопоставлять третий квартал 2006 г. с третим кварталом 2005 г., междугородный трафик вырос на 11%, а входящий международный на 40,5% (исходящий международный вырос правда только на 7%. Главный же результат - замедлился рост расходов (предположительно из-за снижения маркетинговых затрат и оптимизации взаиморасчетов с МРК). И как следствие - улучшилась динамика EBITDA и чистой прибыли. EBITDA в третьем квартале составила 3,6 млрд. рублей, что лишь на 7% ниже показателей III кв 2005 (в первом полугодии снижение составило 29%). А чистая прибыль и вовсе выросла (пусть и всего на 4% - год назад было 2,18 млрд за квартал, сейчас 2,27 млрд за квартал".

Досье ComNews

ОАО "Ростелеком" - национальный оператор дальней связи. 51% обыкновенных (голосующих) акций компании принадлежит "Связьинвесту". 49% обыкновенных и 100% привилегированных акций ОАО "Ростелеком" находятся в свободном обращении. Ценные бумаги компании торгуются на РТС, ММВБ, Нью-Йоркской, Лондонской и Франкфуртской фондовых биржах.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: