"Ростелеком" берет дополнительное время. Оператор предложит абонентам новые услуги

"Ростелеком" ищет способы компенсировать снижение количества пользователей традиционной фиксированной телефонии и выручки от этого вида услуг. Компания планирует запустить дополнительные сервисы: автоответчик, определитель номера, RBT (ring back tone — замена гудка), заработав за пять лет 1,3 млрд руб.

О том, что "Ростелеком" планирует запустить ряд дополнительных услуг на фиксированной сети, "Ъ" рассказал источник, близкий к компании. Речь идет об автоответчике, определителе номера с возможностью перезвонить, возможности осуществить звонок за счет собеседника, переадресации вызова, подключении второго номера, записи разговоров, создании черных и белых списков, родительском контроле, установке RBT и других сервисах. За первые пять лет они должны принести оператору 1,3 млрд руб., сказал собеседник "Ъ".

В "Ростелекоме" подтвердили интерес к "большинству перечисленных услуг", но оговорились, что пока изучают их перспективы. "Цель "Ростелекома" — повысить конкурентоспособность голосовой телефонии и наделить ее теми же возможностями управления и использования, что есть в мобильной связи",— рассказал представитель "Ростелекома" Валерий Костарев. Сколько компания может зарабатывать на этих сервисах, он не комментирует.

В декабре 2013 года "Ростелеком" принял новую стратегию, по которой компания среди прочего должна охватить оптоволоконными сетями "последней мили" не менее 33 млн домохозяйств (все многоквартирные дома в четыре этажа и выше), напомнил господин Костарев. "Это обеспечит переход на IP-технологии при предоставлении всех услуг. Тогда появится возможность предоставлять широкий спектр дополнительных услуг, ранее недоступных технически",— отметил он. По словам господина Костарева, "Ростелеком" работает над повышением ценности домашнего телефона, популяризацией телефонии среди молодой аудитории.

По итогам второго квартала текущего года количество абонентов фиксированной связи "Ростелекома" снизилось на 6,6% по сравнению с тем же периодом в 2013 года, до 25,6 млн клиентов. Доля компании на этом рынке увеличилась на 0,1 процентного пункта и составила 68,9% (у основного конкурента — МТС — было 12,8%). Выручка от местной телефонной связи снизилась на 7% по сравнению с показателем первого полугодия 2013 года, до 41,1 млрд руб.

Участники рынка связывают падение показателей с тем, что трафик из фиксированных сетей уходит в мобильные. Кроме того, меняются предпочтения абонентов — все чаще потребность в общении удовлетворяют не звонком, а отправкой сообщения в социальных сетях. Бывший столичный монополист фиксированной телефонии — МГТС ("дочка" МТС) — начал внедрять допуслуги в 2005 году. Наиболее востребованы сейчас определитель номера (пользуется 15% абонентов), переадресация номера (до 10%) и автоответчик (7%), говорит представитель МГТС Татьяна Мартьянова. По итогам второго квартала у МГТС было 4,35 млн абонентов (снижение по сравнению с показателем 2013 года на 1%). Выручка от услуг фиксированной голосовой связи МГТС в 2013 году (последние данные) снизилась на 0,5% по сравнению с 2012 годом, до 20,22 млрд руб. В МГТС объясняют более низкий отток абонентов особенностями столичного рынка. Также компания раньше начала продвигать пакетные предложения — считается, что абонент, приобретающий сразу несколько услуг у одного оператора, с меньшей вероятностью поменяет компанию.

Аналитик iKS-Consulting Елена Фролова допускает, что отток абонентов у "Ростелекома" выше, чем у МГТС, из-за эффекта масштабности обслуживания абонентов по всей стране. Она сомневается, что запуск новых услуг позволит "Ростелекому" значительно снизить этот показатель. "Фиксированной связью пользуются в основном абоненты в возрасте. В сотовой связи существует множество дополнительных услуг, которыми данная категория абонентов пользуется мало или совсем не пользуется",— отмечает госпожа Фролова.

Анна Балашова

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: Ростелеком