SMS-спам удерживает позиции

Законопроект о борьбе с SMS-спамом (поправки в закон "О связи"), вступивший в силу 21 октября 2014 г., действует уже полтора месяца. Тем не менее, уменьшения количества жалоб на рекламные рассылки дождались не все региональные управления ФАС. Потери операторов от штрафов составляют сотни тысяч рублей.

Об этом репортеру ComNews сообщили представители региональных управлений Федеральной антимонопольной службы (УФАС).

Согласно законопроекту, компания, желающая осуществлять SMS-рассылку, должна заключить договор с оператором и получить разрешение от абонентов. Пользователь должен сначала дать согласие на получение SMS-рассылки. В дальнейшим он может отказаться от нее, обратившись к оператору. Если компания-отправитель рассылает SMS-рекламу без разрешения абонента, она будет оштрафована.

Представитель УФАС по Москве отметил, что изменения в законе не повлияли на динамику поступления жалоб от абонентов. Она осталась прежней: нет ни снижения количества обращений, ни повышения. "Должно пройти время, чтобы граждане привыкли к новому механизму. За последнее время к нам поступило около 90 заявлений от граждан. В некоторых случаях в обращениях не хватает документов, в некоторых заявители сами давали согласие на SMS-рассылку, но забыли об этом", - уточнил представитель УФАС.

По его словам, за последнее время УФАС приняло около 10 решений о признании рассылки незаконной, подписало четыре постановления о наложении штрафов и возбудило около 10 дел.

Руководитель пресс-службы УФАС по Петербургу Марина Нериновская в свою очередь отметила, что в этом году жалоб на SMS-спам стало меньше. Если в 2013 г. в надзорный орган поступило около 1000 заявлений на незаконную SMS-рассылку, то с начала 2014 г. их зарегистрировано пока только 500. С начала 2014 г. УФАС наложило 2 млн руб. штрафов, из которых нарушители оплатили более 500 тыс. руб., отметила она.

Представитель УФАС напомнила, что обычно SMS-рассылкой занимается целая цепочка посредников и выявить конечного нарушителя не всегда получается быстро. "Самый простой и надежный способ отписаться от незаконной SMS -рассылки - это обратиться к своему оператору связи", - говорит она.

Пресс-служба Ивановского УФАС России сообщила репортеру ComNews, что с 21 октября по 9 декабря ведомство вынесло одно решение о признании рекламной SMS-рассылки ненадлежащей. Вскоре УФАС намерено привлечь виновных к административной ответственности.

"В целом, в связи с вступлением в силу закона о защите от SMS-спама, в Ивановском УФАС не наблюдается существенных изменений в сторону увеличения или уменьшения числа заявлений граждан о незаконной SMS–рассылке", - отметил представитель ведомства, добавив, что УФАС работает над пресечением таких нарушений в обычном режиме.

Пресс-секретарь УФАС по Республике Татарстан Резеда Мазитова сообщила, что поправки в закон "О связи" не повлияли на количество жалоб на недобросовестную SMS-рассылку. Она не раскрыла количество обращений, которые граждане направляют в ведомство.

В УФАС по Владимирской области за 2014 г. граждане направили около 150 жалоб на SMS-спам, отметила начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти Владимирского УФАС Лилия Егикян. По ее словам, после 21 октября обращений меньше не стало.

Она посетовала на то, что большая часть граждан не знают, что поправки в закон "О связи" позволяют им отказаться от рассылок. "Закон упростил систему борьбы с SMS-спамом. Теперь гражданин может обратиться к оператору и попросить отключить его от рекламной рассылки. При обращении в ФАС выяснение обстоятельств занимает много времени: нужно понять, кто отправил SMS-спам, на каком основании. Отследить цепочку посредников, участвовавших в этом, бывает сложно", - пояснил она.

Со своей стороны заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров опасается, что SMS-сообщения рекламного характера теперь будут распространяться другими путями. "Ограничив возможность передачи SMS-спама через короткие цифровые и буквенные номера, мы решили только часть проблемы. Мы прекрасно понимаем, что в дальнейшем этот контент перейдет на контент длинных десятизначных номеров", - отметил он, выступая 3 декабря на MIXX Russia Conference 2014.

Представители УФАС по Московской, Нижегородской, Брянской, Ульяновской областям, республикам Адыгея, Дагестан, Алтай вчера не предоставили комментариев.

Пресс-служба ФАС России сообщила ComNews, что не ведет отдельную статистику нарушений после вступления в силу поправок в законодательство. Согласно общей статистике ФАС, в первом полугодии 2012 г. было выявлено 13,5% нарушений (распространение рекламы, вводящей в заблуждение), в первом полугодии 2013 г. – 6,9%, в первом полугодии 2014 г. – 6,85%. Всего за 2012 г. таких нарушений было 14,3%, а за 2013 г. – 7,8%.

Тем временем на порталах различных региональных УФАС размещено немало сообщений о штрафах, которые накладываются как на компании, рассылающие SMS-спам (магазины, индивидуальные предприниматели), так и на крупных операторов связи.

Например, 3 декабря ОАО "ВымпелКом" заплатило 100 тыс. руб. за отправку абоненту без его согласия рекламной информации. "Саратовское УФАС России отклонило доводы ОАО "ВымпелКом" о том, что абонент, подписав договор об оказании услуг связи, выразил свое согласие и на получение рекламы. Договор не предусматривал вариативность поведения абонента – согласиться на получение рекламы или отказаться", - говорилось в сообщении пресс-службы УФАС.

Арбитражный суд Дагестана 2 декабря подтвердил, что УФАС по республике законно решило оштрафовать ОАО "МТС" на 100 тыс. руб. за рассылку нежелательной рекламы в виде SMS-сообщения, на которую пожаловался абонент МТС, житель Дагестана.

2 декабря УФАС по Нижегородской области признало ЗАО "Теле2-Нижний Новгород" нарушившим п.1 ст.18 Федерального закона "О рекламе". Ранее в ведомство поступило обращение нижегородца о получении им SMS-спама без его согласия.

Пресс-секретарь оператора "Tele2 Россия" Ирина Рыбакова пояснила, что речь шла о жалобе на получение рекламы новой услуги оператора без согласия абонента, а не SMS-спама. "В данный момент Tele2 рассматривает вопрос об обжаловании решения ФАС, так как рассылка носила не рекламный, а информационный характер. Рассылка была персонифицированной, то есть в отношении определенного абонента. В соответствии с ФЗ такая рассылка согласия абонента не требует", - подчеркнула она.

8 декабря Московское областное УФАС вынесло постановление о привлечении ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) к административной ответственности на сумму 100 тыс. руб. за распространение SMS-спама. Со своей стороны пресс-служба МТТ сообщила ComNews, что компания содействовала установлению распространителя рассматриваемого SMS–сообщения и сотрудничает с различными регулирующими и контролирующими органами, расследующими это дело. "МТТ ни в силу закона "О рекламе", ни в силу фактических обстоятельств не может быть признан рекламораспространителем. Позиция МТТ заключается в том, что компания является лишь техническим каналом для передачи SMS–сообщений", - пояснил представитель оператора.

По его словам, на 9 декабря 2014 г. в адрес МТТ постановление о наложении штрафа не приходило, и в законную силу оно не вступило. МТТ намерен обжаловать это постановление "в связи с тем, что оно вынесено с нарушением требований действующего законодательства о рекламе, а также процессуальных норм".

Операторы связи настаивают на том, что активно стараются защищать абонентов от спам-рассылок. МТТ серьезно борется с подобными рассылками, говорит представитель оператора. "В случае выявления фактов некорректного использования ресурсов сети МТТ для незаконной деятельности компания предпринимает все возможные меры для предотвращения повторения подобной активности", - заявил он ComNews.

Tele2 еще с ноября 2013 г. начала блокировать несанкционированные рассылки с буквенно-цифровых имен отправителей, владельцы которых не заключили договор с оператором. С октября 2013 г. по октябрь 2014 г. число жалоб абонентов Tele2 на SMS-спам сократилось в два раза, отметила Ирина Рыбакова. По ее словам, оператор предлагает клиентам услугу "Черный список", а также сервис "Антиспам-SMS" (можно отказаться от рассылок, отправив бесплатное сообщение на номер 345 и указав в тексте имя или номер спамщика).

Абоненты ОАО "МегаФон" могут оперативно отреагировать на спам-рассылки, обратившись к оператору по любому каналу: будь то горячая линия "1911" или форма обратной связи на портале "Безопасное общение", говорит пресс-секретарь компании Алия Бекетова.

Абоненты ОАО "МТС" получают все информационные сообщения только после четко выраженного согласия на это, пояснил руководитель направления по взаимодействию со СМИ МТС Дмитрий Солодовников. Отказаться от входящих сообщений можно с помощью отправки бесплатной SMS-команды (с номером, с которого пришел спам) на номер 4424, отметил он, добавив, что оператор ранее запустил систему "Антиспам", а также услугу "Черный список".

"ВымпелКом" соблюдает требования законодательства по защите абонентов от спама, говорит пресс-секретарь оператора Анна Айбашева. Оператор еще до вступления в силу изменений в закон принял меры по защите абонентов от спама. "Еще в конце 2013 г. "Билайн" принял участие в создании Антиспам альянса из восьми крупных SMS-агрегаторов. Они контролируют 80% рынка рекламных SMS. Участники альянса договорились о противодействии рассылкам спама со своих технических площадок", - отметила она.

В 2014 г. на сети "ВымпелКома" была установлена двухуровневая система антиспам-защиты для всех абонентов. Для абонентов оператора действует и горячая SMS-линия 007 для жалоб на спам, по которым потом ведется расследование. "В ноябре 2014 г. по сравнению с тем же месяцем 2013 г. количество спам-сообщений сократилось с 12 до 0,5 штук в среднем на одного клиента в месяц", - подчеркнула она.

Елизавета Титаренко

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: SMS, мобильное мошенничество