"Электронное правительство" берут в оборот. "Ростелеком" нашел в нем коммерческие возможности

"Ростелеком" намерен добиться передачи ему от Минкомсвязи полномочий по управлению инфраструктурой "электронного правительства", рассчитывая предоставлять на ее базе банкам и платежным системам коммерческие сервисы. К 2019 году выручка компании от услуг для финансовых организаций должна составить 6,2 млрд руб., ожидает менеджмент оператора.

Менеджмент "Ростелекома" разработал долгосрочную программу развития компании на 2015-2019 годы, в рамках которой планирует начать предоставлять коммерческие сервисы банкам и платежным системам, рассказали "Ъ" источник, близкий к оператору, и собеседник в компании. Для этих целей предлагается использовать инфраструктуру "электронного правительства" (ЭП), построенную оператором. "В декабре документ рассматривался на экспертном совете при правительстве РФ, а 29 января будет обсуждаться советом директоров оператора",— сообщил источник "Ъ". На сайте "Ростелекома" представлена повестка заседания совета директоров, первым пунктом в которой указывается утверждение долгосрочной программы развития компании. Представитель "Ростелекома" утверждает, что "комментировать пока нечего". В Минкомсвязи от комментариев отказались, представитель экспертного совета при правительстве РФ не ответил на запрос "Ъ".

В планах "Ростелекома" начать использовать Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), разработанную для портала госуслуг и других государственных интернет-сервисов, для идентификации пользователей при проведении платежей и денежных переводов в интернете, говорят собеседники "Ъ". Так, "Ростелеком" намерен дать юридическим лицам возможность подключиться к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для доступа к государственным базам данных и организации защищенного обмена информацией, например кредитными историями, говорит источник "Ъ".

"Ростелеком" назначен правительством РФ единственным исполнителем работ по созданию инфраструктуры ЭП в 2009 году. Николай Никифоров после прихода на пост министра связи раскритиковал работу оператора по данному проекту и в апреле 2013 года предлагал разделить его между несколькими подрядчиками. Тем не менее статус единственного исполнителя все же был закреплен за "Ростелекомом" до конца 2014 года, однако постановление о его продлении на 2015 год еще не утверждено. В Минкомсвязи не ответили на вопрос, будет ли "Ростелеком" единственным исполнителем работ по ЭП в 2015 году. По словам источников "Ъ", в долгосрочной стратегии "Ростелекома" указано, что оператору необходимо добиться полной передачи от Минкомсвязи ответственности за развитие и эксплуатацию инфраструктуры ЭП в стране. Уже после этого "Ростелеком" намерен лоббировать внесение в законодательство поправок, закрепляющих возможности использования ЭП в целях, не связанных с оказанием государственных и муниципальных услуг.

Развитие ЭП заложено в федеральной целевой программе "Информационное общество (2011-2020 годы)". Объем бюджетного финансирования на эти цели в 2011-2014 годах составил 23,1 млрд руб. На 2015-2016 годы программой предусмотрено еще 7,3 млрд руб. Ожидаемый рост выручки "Ростелекома" от использования ЭП для предоставления коммерческих сервисов к 2019 году составит 6,2 млрд руб., рассказал источник "Ъ". По его словам, менеджмент оператора убежден, что реализация данной модели позволит за несколько лет снизить государственные затраты на развитие и эксплуатацию инфраструктуры ЭП за счет инвестирования полученной "Ростелекомом" прибыли в ее развитие. Ожидаемая экономия в бюджет РФ составит более 2,5 млрд руб.

Представитель "Яндекс.Денег" Надежда Кияткина рассказала "Ъ", что компания с 2013 года подключена к СМЭВ, но получает данные только из информационной системы о платежах (ГИС ГМП), благодаря чему может показывать пользователям их задолженности по штрафам ГИБДД. "Мы рассчитываем, что в будущем с помощью СМЭВ можно будет получать данные от большего числа ведомств, чем сейчас, чтобы, к примеру, дать пользователям возможность получать информацию обо всех платежах и задолженностях перед государством, напоминать о них и предоставлять удобную платежную инфраструктуру",— говорит госпожа Кияткина. По ее словам, "Яндекс.Деньги" также планируют подключиться к ЕСИА, "как только появится такая возможность".

Мария Коломыченко, Владислав Новый, Денис Скоробогатько

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование

Ключевые слова: Ростелеком, электронное правительство