Мир принадлежит оптимистам. Компания «Марвел» подытожила 2014 год

4 февраля 2015 г. компания «Марвел-Дистрибуция» подвела итоги деятельности в 2014 году и поделилась своими прогнозами состояния ИТ-рынка в наступившем, 2015 г. Напомним, «Марвел-Дистрибуция» входит в Группу компаний «Марвел». За почти 15 лет своей деятельности компания стала одним из крупнейших широкопрофильных ИТ-дистрибуторов на территории России и стран СНГ. Партнерская сеть насчитывает свыше 4200 компаний более чем из 240 городов России. «Марвел-Дистрибуция» сотрудничает со всеми ключевыми партнерами как розничного рынка, так и проектного бизнеса.

Директор по развитию бизнеса «Марвел-Дистрибуция» Михаил Фечин перечислил основные вызовы сегодняшнего ИТ-рынка России. Это санкции, повышение цен, затрудненный доступ к кредитам, стагнация на рынке идей, затоваривание традиционных категорий товаров. Расшифровывать значение этих вызовов сейчас нет нужды, так как все, работающие на ИТ-рынке прекрасно понимают, что они означают.

Между тем все эти вызовы помогают выявить десять трендов – ярких явлений и технологий, которые можно наблюдать на рынке информационных технологий.

В числе первых трендов Михаил Фечин назвал выход на рынок «азиатских» производителей. Это известная продукции Samsung, уже потеснившая любимые всеми продукты Apple. Речь не только о направлении Comsumer, где успешно работают компании Lenovo, Huawei, Xiaomi, Coopad, Oneplus, ZTE, но и производители промышленного сектора. Китайские вендоры, по словам Михаила Фечина, сегодня выпускаю вполне конкурентоспособную продукцию по показателю цена/качество.

 

 

Следующий тренд – приход зарубежных «гигантов онлайн-ритейла» на рынок РФ. Михаил Фечин подчеркнул, что слабое развитие отечественного Интернет бизнеса сдерживают проблемы с логистикой в России – доставкой заказанного товара.

Далее – облачные сервисы, которые уже реально начинают применяться не только в корпоративном сегменте, но и в быту – это касается программного обеспечения, которое вендоры всё чаще продают в режиме онлайн.

Еще одна тенденция – конвергенция розничных каналов. Михаил Фечин подчеркнул, что в последнее время в магазинах специализированных сетей появляются другие товары. Поэтому люди в такие магазины (М.Видео, Эльдорадо и др.) идут за электроинструментом, лампами, игрушками, а не только за ПК или ноутбуком, как было раньше. Эта тенденция не могла не сказаться на бизнесе ИТ-интеграторов. Только специфика здесь другая: ИТ-интеграторы сегодня занимаются проектами по организации видеонаблюдения, систем безопасности, торговым оборудованием, мультимедиа и AV-решениями.

Объяснимо, что в непростой экономической ситуации ряд компаний уходят с рынка, так как их бизнес-модель не работает в новых условиях. Михаил Фечин полагает, что при этом «создаются условия для развития местных производителей и синергии».

 

Директор по развитию бизнеса «Марвел-Дистрибуция» Михаил Фечин

 

На рынке отмечена тенденция прихода гибриднх гаджетов. Например, пользователям предлагаются наушники с фитнес-трекером (SMS Audio на чипе Intel); умные часы с фитнес-трекером и т.д. В связи с данной тенденцией игроки ИТ-рынка проявляют повышенное внимание  к созданию платформа для гаджетов.

Любопытно, что на фоне кризисных явлений 50%-й рост показывают продажи в области беспроводных аудио устройств. Михаил Фечин отметил, что одним из самых быстро растущих вендоров в ИТ-дистрибуции в Европе является компания Harman.

Следующая тенденция – миграции маржи в экосистемы. То есть, флагманский продукт как бы помещается в центр экосистемы, затем окружается сопутствующими устройствами либо функциями, встроенную в операционную систему. Примером таких экосистем служат: фитнес, «умные» лампочки LIFX, цифровое здоровье, образование. По мнению Михаила Фечина, умение работать с экосистемными продуктами – ключ к выживанию в нынешних условиях.

Еще одна тенденция – повышение доступности 3D-принтеров.

И, наконец, важный тренд: возрождение гейминга. По словам Михаила Фечина, сейчас игры становятся ключом к продажам не только традиционных игровых платформ, но и мобильных девайсов. Скоро в продаже появится новое поколение  игр виртуальной и дополненной реальности. Игровые приставки постепенно становятся конкурентами традиционным медиацентрам. «По объемам рынка игровая индустрия становится одним из лидеров», - отметил Михаил Фечин.

 

Старший вице-президент, генеральный менеджер «Марвел-Дистрибуция» Константин Шляхов

 

Старший вице-президент, генеральный менеджер «Марвел-Дистрибуция» Константин Шляхов отметил, что в прошедшем году весь ИТ-рынок снизился по многим показателям. Окончательные результаты аналитические  компании подведут в ближайшее время. В 2015 году все ожидают падения на десятки процентов. Однако, по словам Константина Шляхова, «Марвел-Дистрибуция» имеет точки роста, которые намеревается сохранить в наступившем году. В частности, это продажи проектного оборудования, показавшие рост 2% в долларовом выражении, а также серверы, системы хранения данных, сетевое оборудование

«Марвел-Дистрибуция» в 2014 году подписала новые соглашения с вендорами, что принесло рост оборота 7%. И это несмотря на то, что соглашения были подписаны во второй половине прошедшего года.

Негативные события – уход с рынка ряда компаний и их банкротство. Это не могло не повлиять на ужесточение кредитной политики Марвел. Конечно, на бизнесе не могло не сказаться снижение курса рубля по отношению к доллару практически на 72%. Соответственно отечественный ИТ-рынок также просел на 70%. Снижение рейтинга страны ведет к снижению или снятию страховых лимитов, или вообще отказу в страховании.

Однако Константин Шляхов подчеркнул, что весь этот негатив не ведет к отказу ведения бизнеса компании. Только пришлось пересмотреть методы: сегодня нужно «жить по средствам» и «на свои». Еще один лозунг сегодняшнего дня: «выживает тот, кто меньше потеряет, а не тот, кто быстрее бегает». К слову, «Марвел-Дистрибуция» удалось не сильно пострадать от кредитования ушедших с рынка компаний.

В наступившем году компания стремится сохранить и преумножить основные активы, клиентов (платежеспособных), сохранить репутацию и хорошую кредитную историю, а также персонал компании (в этот актив Марвел готов инвестировать). Также, по словам Константина Шляхова, в кризис можно и нужно подписывать соглашения с новыми поставщиками, «если есть, чем платить» - сказал он.

Положительным итогом стала деятельность «Марвел-Дистрибуция» в Казахстане – там удалось сохранить оборот компании на уровне 2013 года (в тенге). Партнерская база в этой стране выросла на 15%, корпоративные продажи – на 39%, оборот от деятельности Интернет-магазинов – на 50%. Продажи в странах Восточной Европы в 2014 году выросли на 227% по отношению к 2013 году.

Что касается рынка серверов и внешних устройств СХД – он уплат на 8 и 3% соответственно. Но, по словам Константина Шляхова, обороты в этой области у Марвела показали рост. Положительно компания оценивает недавно состоявшееся подписание соглашение с китайским вендором – Inspur SG, который напрямую продвигать свою продукцию в России не планирует.

В розничной торговле также всё не просто – падение в 2014 году было достаточно сильное. В том числе это произошло потому, что некоторые вендоры перешли на торговлю напрямую. Новые соглашения были подписаны практически всеми департаментами «Марвел-Дистрибуция».

В общем обороте компании 40% (в деньгах) приходится на системную интеграцию; 15% - корпоративных реселеров,  20% приходится на компьютерную розницу, 14% - сотовую розницу, 5% составляет бытовая розница, столько же – Интернет розница, 1% - «прочие каналы». В России рост показало направление системной интеграции – более 25%, корпоративные поставки – рост 10%. Компьютерная розница продемонстрировала рост 6%, сотовая розница – 15%, Интернет розница выросла на 5% (цифры даны по результатам отгрузки техники).

 

 

Константин Шляхов также отметил, что хорошо развивается система Marvel B2B. Ее используют 90% партнеров компании. 75% партнеров регулярно ведут отгрузку через B2B, 45% всех продаж корпоративные реселлеры ведут также через B2B.

В заключение Константин Шляхов подчеркнул, что сейчас ИТ-бизнес стал не самым маржинальным и привлекательным. В 2015 году с рынка уйдут 20-25% компаний. Неминуемо буде сокращаться и количество дистрибуторов, работающих в России. В этой ситуации «Марвел» планирует подписывать новые дистрибуторские контракты в таких нишах, как планшеты, ноутбуки, устройства печати.

Автор: Елена Шашенкова.

Тематики: Торговые сети, Оборудование

Ключевые слова: Марвел