Игра на деньги. О трендах посвященной мобильным играм Winter Nights Mobile Games Conference 2015

В Санкт-Петербурге прошла крупнейшая в Европе конференция по разработке и маркетингу мобильных игр Winter Nights: Mobile Games Conference 2015. Она собрала более 1000 участников из 500 компаний и 25 стран, звезд игровой сцены и не только позволила участникам обменяться опытом, а крупнейшим платформам пообщаться с издателями и разработчиками, но обозначила некоторые интересные тренды.

Наибольший интерес вызвали выступления Бенуа Сокаля — автора легендарной серии квестов «Сибирь», издателей самой необычной мобильной игры последнего времени Monumet Valley, представителя процессорной компании ARM, который объяснил, почему интересные и качественные игры скоро будут на любых устройствах вплоть до умных часов, а также руководителя проекта телевизионной Android-приставки холдинга GS Group, поставщика «Триколор-ТВ», который планирует в скором времени транслировать игры в каждый дом через спутниковую тарелку.

Один из основателей хозяйки конференции, питерской компании Nevosoft, Павел Ряйкконен, поделился общемировыми трендами индустрии.

Рынок мобильных игр растет – его объем составляет уже $25 млрд. И он продолжает расти.

Несмотря на то, что к 2017 году произойдет насыщение по установкам мобильных игр на устройства пользователей, доходы с одного пользователя будут расти. В абсолютном выражении сильнее всех по этому показателю растут Япония, Южная Корея и США, при этом Китай, Бразилия и Россия показывают самые высокие темпы роста. Android по-прежнему лидирует по количеству установок, а iOS – по доходам.

Из-за появления популярных моделей смартфонов с большим экраном (фаблетов) доля планшетов падает, при этом растет общая вовлеченность пользователей, так как этому способствует большая диагональ. По данным Localytics, рост этого показателя составил 116%. Около 80% аудитории играет дома, а 20% — в других местах (в очереди, в транспорте и т.д.). Разработчики сетуют, что доля категории «дома» не конкретизирована.

Например, их очень волнует, какой сегмент приходится на «туалетные игры».

Новичкам здесь не место

Диспропорция по популярности и доходам между лидерами топов и остальными участниками первой десятки становится все больше. Так, разрыв между хитом Clash Of Clans и десятым местом рейтинга самых доходных игр по объемам выручки – более чем в 10 раз. То есть маленьким студиям и программистам-одиночкам («инди») становится все сложнее добиться успеха.

Это происходит отчасти из-за того, что установки, приобретенные после показа рекламы, становятся все более качественными, а индустрия мобильной рекламы – все более развитой. И хотя по-прежнему больше всего люди узнают о новых играх по «сарафанному радио», реклама позволяет увеличить интенсивность распространения информации о новой игре.

В продвижении мобильных игр, удержании интереса аудитории, увеличении возвращения игроков, вовлеченности и объемов платежей все большую роль играют маркетинг, развитие игрового сообщества, интеграция с социальными сетями.

Издатели мобильных игр все активнее используют такие традиционные и дорогостоящие виды рекламы, как наружная реклама и ТВ.

Например, впервые в перерывах американского Супербоула (чемпионата по американскому футболу) были показаны рекламные ролики мобильных игр. Рекламное видео приобретает все большее значение, и введение промо-роликов в App Store сложно переоценить. Все это – очень дорогостоящие и трудозатратные способы продвижения, недоступные маленьким игровым разработчикам.

По жанрам продолжают лидировать «казуальные» игры, то есть простые игры, такие, как бесчисленные вариации на тему цветных шариков. Самые играющие в них страны – это США, Германия и Россия. Аркады и экшн им безнадежно проигрывают, не говоря о других жанрах. Издатели не хотят экспериментов с жанрами, так как это – большой риск, поэтому настоящие игровые шедевры так и остаются уделом ПК и консолей.

По следам комиксов

Бенуа Сокаль рассказал историю возникновения своей страсти к 3D и немного о создании «Сибири», а также посетовал на то, что если бы раньше побывал в Петербурге, то обязательно использовал бы в дизайне локаций своего знаменитого квеста элементы дома Зингера на Невском, из башни которого Павел Дуров сорил банкнотами.

Но наиболее интересное в выступлении Сокаля – это даже не дата выхода «Сибири 3», которая будет иметь Android-версию, а то, что крупные издатели игр для ПК и консолей, а также кинокомпании повторят путь издателей комиксов, которым пришлось осваивать 3D-технологии и выпускать «ожившие комиксы» в поисках новых источников доходов. И этот тренд кардинальным образом изменит индустрию мобильных игр, так как в нее придут крупные компании с большими деньгами.

Сопереживать безликому персонажу

Конечно, Monument Valley – это, скорее, случайность, чем закономерность, и сделать повторяемую бизнес-модель по принципу: нанимаем знаменитого художника или дизайнера с самобытным видением мира, делаем ни на что не похожий арт-хаус, тестируем игру в отдельном регионе, запускаем на мир и получаем хит – едва ли получится.

Однако эта игра наглядно показала, что аудитория устала от игр-клонов и готова сопереживать даже безмолвному и безликому персонажу.

При этом в отрасли наблюдается некоторый застой. С одной стороны, инди-разработчики и маленькие команды могут привнести в мобильные игры много нового и свежего, с другой – крупные издатели не хотят рисковать и вкладывать в другие жанры, слишком авангардные игры и смелые эксперименты, и инди не смогут получить финансирование даже при наличии у крупных издателей специальных венчурных фондов.

Все будет social

В докладах двух социальных сетей — Facebook и «ВКонтакте» — ясно читалось, что игры – это один из главных драйверов роста их рекламных доходов. При этом для издателей и разработчиков интеграция с социальными сетями – это действительно хороший способ развития комьюнити игры и увеличения эффективности. Это и всякие подарки-бонусы в пуш-уведомлениях, и мотивирование пользователей через сравнение игровых результатов с друзьями и, конечно же, аналитика аудитории и ее поведения.

Если Facebook привлекает более чем 300-миллионной аудиторией своих игр и рекомендует разработчикам интеграцию со своим статистическим механизмом App Events, который работает, даже если пользователь не залогинен в соцсеть, то «ВКонтакте» сейчас выступает в роли догоняющего и ведет себя агрессивно.

В портфеле отечественной соцсети сейчас всего восемь игр, а хочется гораздо больше, поэтому разработчикам навязывают очень активную коммуникацию с пользователями: специальную VK-версию игры, авторизацию через «Вконтакте», ежедневные подарки друзьям, информирование об уровнях друзей. Это дает свои плоды: за полгода социальная сеть получила 11 млн. установок игр, возвратность игроков на 30-й день увеличилась в 2 раза, на 60-й – в 2,5 раза.

Что же касается платформ, то Apple вовсе не вмешивается в маркетинг издателей игр и работает только с технической частью, а Google выбирают пассивное консультирование и обучение.

Игры везде

Представитель процессорной компании ARM рассказал о преимуществах этой технологии. Если компании удастся убедить программистское сообщество активно оптимизировать свои творения под архитектуру ARM, то красивую графику и динамичный геймплей смогут обеспечить любые мобильные устройства даже «умные часы» с маломощным процессором и маленькой батарейкой, благо большинство из них несут на своем борту как раз ARM процессоры.

Проблема лишь в том, что это потребует существенных вложений от разработчиков и издателей, на которые они не готовы. Чтобы заработать, надо пользоваться готовыми платформами и движками. Именно поэтому такую популярность приобрел UNITY.

Холдинг GS Group, поставщик «Триколор-ТВ», планирует перевернуть российский игровой рынок уже в IV квартале 2015 года, выпустив свою ТВ-приставку на базе Android – TV Gamebox.

Потенциальный успех проекту обеспечивает развитая дилерская сеть «Триколор-ТВ». Если игры придут в дома вместе со спутниковыми каналами, то это позволит медленно, но верно вовлечь в потребление игрового контента самую инертную и самую массовую аудиторию, что обеспечит многократный рост доходов издателей.

Однако сами разработчики сомневаются в том, что контроллер, похожий на телевизионный пульт, может быть успешно использован для игр и что зрители будут уделять играм на ТВ-приставке существенное время. Чтобы «растолкать» рынок, производитель даже формирует свой собственный инвестиционный фонд и будет вкладывать в игры для своей приставки.

Инертность крупных разработчиков и издателей, надо отметить, удивила.

Они не хотят вкладывать в новые жанры, они не видят перспективы в умных часах, ТВ-приставке, а также в Oculus Rift и Samsung Gear VR с умопомрачительным эффектом присутствия. Ведь в свое время, именно они вкладывали деньги в игры для мобильных телефонов, хотя это было рискованно, и никто не мог дать гарантии, что на этом можно заработать.

То, как в ближайшей перспективе изменится индустрия и кто окажется прав, можно будет узнать уже через полгода на летней конференции, которая состоится 26-27 июня 2015 года. Мобильная отрасль меняется с очень большой скоростью.

Алексей Короткин

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: программное обеспечение, мобильный контент, онлайн-игры