Рекламы на всех не хватит. По итогам года упадут доходы большинства медиа

Коммуникационная группа ZenithOptimedia резко ухудшила свой прогноз по развитию рекламного рынка РФ в 2015 году. В декабре аналитики ожидали, что за год совокупные рекламные обороты хоть немного, но вырастут. Теперь они признают, что падение затронет весь рынок, кроме интернета. Объем рекламы в российских медиа сократится на 17%, до 282 млрд руб.

В 2015 году объем рекламного рынка в РФ сократится на 17%, до 282,258 млрд руб., говорится в обновленном прогнозе группы ZenithOptimedia. На рынок негативно влияют санкции со стороны ЕС и США и контрмеры, падение цен на нефть и стагнация экономики. Еще в декабре ZenithOptimedia предсказывала рынку рост на 0,8%, до 335,1 млрд руб.

Согласно новому прогнозу, максимальным будет сокращение рекламы в печатных СМИ и на радио — рекламные сборы упадут на 35%, до 21,52 млрд руб. и 11 млрд руб. соответственно. "В первом полугодии рекламные доходы в печати могут сократиться на 30%, на более длительный срок прогнозы делать сложно",— считает президент Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев. По его словам, в январе--марте снижение также составит около 30%. Сильнее других сокращают расходы рекламодатели банковского и автомобильного секторов. В "Европейской медиагруппе" (управляет "Европой плюс", "Дорожным радио", "Ретро FM", "Радио 7" и др.) прогноз по рынку радио считают заниженным. "Если ситуация не будет усугубляться, радио по итогам года может показать минус 20-25% по Москве и при сетевом размещении",— заявил ее представитель.

Объем наружной рекламы в денежном выражении сократится на 30%, до 28,42 млрд руб. Директор по маркетингу и продажам Russ Outdoor Дмитрий Грибков также называет прогноз ZenithOptimedia "пессимистичным" — об этом говорит процент заполняемости поверхностей, который после традиционного "низкого сезона" в январе на протяжении февраля--марта составляет по Москве около 80-85%. "Уже можно говорить, что в апреле данный тренд сохранится. Спрос на наши поверхности начал превышать предложение",— отмечает господин Грибков.

Рекламные сборы телеканалов, по мнению ZenithOptimedia, упадут на 19%, до 129,74 млрд руб. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией на рынке, не согласен с такой оценкой. По его мнению, на расчеты ZenithOptimedia стоит ориентироваться только в оценках развития мирового рынка. "Для России их выводы не совсем валидны, они слишком оптимистичны. По нашим данным, падение рынка телерекламы составит до 25%",— отмечает он.

Рост покажет лишь сегмент интернет-рекламы, включая контекстную и медийную (баннерную), который увеличится на 5%, до 88,84 млрд руб. "Очевидно, медийный сегмент упадет на 5-7%, хотя внутри него вырастет видеореклама и реклама в социальных сетях. Контекст вырастет, по консервативному прогнозу, на 12-15%",— ожидает основатель агентства iContext Мария Черницкая. По ее данным, в январе--марте объемы контекстной рекламы выросли к уровню 2014 года на 10-12%. "Росту помогли интернет-проекты, которые снова становятся главными рекламодателями рунета. К примеру, "Яндекс" и "Рамблер" уже подтвердили большие бюджеты на продвижение в интернете",— говорит она.

Елизавета Макарова, Анна Афанасьева

Тематики: Маркетинг

Ключевые слова: маркетинг, интернет-маркетинг