Госдуму просят защитить абонентов от незаметного подключения услуг

Мобильные операторы не смогут включать новые сервисы без явного согласия абонента.

Разработать законодательные инициативы, которые позволят защитить абонентов сотовых телефонов от незаметного подключения к различным услугам, просят Региональная общественная организация «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ) и Институт развития интернета (ИРИ). Об этом они написали председателю комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леониду Левину.

— В 2015 году уже более 40% трафика в Рунете генерится через мобильные устройства, и эта доля будет расти. Естественно, пользователи должны и здесь чувствовать себя в безопасности, — говорит директор РОЦИТ Сергей Гребенников.

По словам Гребенникова, аналитики и эксперты РОЦИТ (эта организация создана для защиты интересов отечественных пользователей Сети) мониторят обсуждения в интернете, чтобы понимать проблемы пользователей.

— Мы заметили, что участились жалобы на недобросовестное списание денег со счетов абонентов сотовых компаний, — говорит Гребенников. — Вопрос не только в том, что операторы «используют мелкий шрифт», но и в невнимательности пользователей, а также в использовании различных уловок мошенниками. Количество подобных историй увеличивается, и с этим нужно бороться. Тем более что многие пользователи сейчас сокращают бюджеты на мобильную связь — для них важен каждый рубль.

На практике существует несколько основных проблем, говорится в письме. Пользователю бывает сложно контролировать, какие дополнительные услуги у него подключены. Операторы зачастую формально информируют клиента о подключенной услуге, в результате абонент не замечает важную информацию. В итоге какое-то совершаемое абонентом действие расценивается как «акцепт публичной оферты дополнительной платной услуги». Или бесплатная услуга через определенный срок превращается в платную без явно выраженного согласия абонента.

— Бывает, что оператор пишет «Вам подключена услуга... первые 30 дней бесплатно, потом — 45 рублей в день, отказаться — телефон...». Люди могут не обратить внимания на такую SMS, — говорит основатель проекта «SMSненадо.ру» Федор Ченков.
— Хочется отдать должное операторам связи — в настоящий момент они стремятся к максимальной прозрачности. Но до сих пор продолжают использовать уловки и списывать с абонентов небольшие суммы денег. Как правило, это абонентская плата за услуги, которые ранее были бесплатными, — добавляет Гребенников.

По словам главы ИРИ Германа Клименко, бывает так, что пользователь с помощью мобильного устройства переходит на сайт, где можно смотреть видео. Он нажимает на кнопку Play и автоматически становится платным подписчиком сервиса.

В письме Левину РОЦИТ и ИРИ предлагают ввести в законодательство несколько новых требований. Во-первых, пользователь должен обязательно подтверждать по SMS подключение или отключение любой дополнительной услуги. Во-вторых, необходима подробная информация обо всех условиях предоставления услуги шрифтом, одинаковым с основным шрифтом договора или предложения, в котором она содержится. В третьих, абоненту необходим легкий доступ к контролю над предоставляемыми ему услугами (в «личном кабинете» абонента на сайте оператора и т.п.).

— Проблема незаконного или законного, но аморального получения сотовыми операторами дополнительных доходов с абонентов — это проблема, с которой сталкивался едва ли не каждый из нас. Многие могут вспомнить, как у них или у их близких неожиданно таяли средства на sim-картах телефонов или планшетов. Такие потери, которые составляют буквально от нескольких рублей до нескольких сотен в месяц, в итоге могут складываться во вполне ощутимые суммы, — говорит Леонид Левин. — Обращение РОЦИТ в этом плане очень своевременно. Сегодня, когда у большинства наших граждан сократились доходы, значение приобретает каждый рубль, особенно для социально незащищенных слоев. Пришло время разобраться в данном вопросе. Понять чего здесь больше – сознательной бизнес-стратегии сотовых операторов, вины провайдеров услуг связи или незаконного обогащения частных лиц. В результате мы хотим получить чёткое понимание – нужен ли новый комплекс законодательных мер, который максимально ограничит возможность списания с пользователей оплаты за услуги, о которых они не просили, или необходимо повышение эффективности контроля за исполнением уже действующего законодательства. Нам удалось избавить россиян от "мобильного рабства", необходимо разобраться и с проблемой "мобильного обмана".

Операторы связи уверяют, что пользователи их услуг знают о подключенных услугах, а если не знают, то всегда могут узнать. В компании «МегаФон» заявили, что их абоненты всегда получают SMS с информацией о подключении подписок.

— Кроме того, «МегаФон» всегда дает возможность проверить наличие подписок самостоятельно: достаточно набрать специальный номер. И можно увидеть не только все свои подписки, но и информацию, как можно отписаться, если это необходимо, — добавили в пресс-службе «МегаФона».

В компании «ВымпелКом» заявили, что в 2014 году они пересмотрели подход к предоставлению контент-услуг.

— Мы информируем абонентов на всех стадиях использования таких сервисов, — говорит представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева. — SMS о стоимости услуги до ее активации, подтверждение заказа сервиса, SMS-чек от «Билайн» после заказа услуги контент-провайдеров с указанием стоимости и способа отключения. А также ежемесячное информирование о том, какие услуги контент-провайдеров подключены и как их отключить.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников рассказал, что их компания еще несколько лет назад доработала свои информационные системы и процедуры подписки на новые услуги — так, чтобы со стопроцентной вероятностью исключить возможность неосознанных трат у абонентов.

— Помимо обязательного однозначного подтверждения о подключении услуги МТС проводит проактивное информирование абонентов, которые подписаны на контентные сервисы, предлагает удобные инструменты для отказа от дополнительных услуг, — говорит Солодовников. — Мы сами заинтересованы в лояльности нашей клиентской базы.

По мнению гендиректора аналитической компании Tele­com­Daily Дениса Кусков, инициатива правильная. С описанной проблемой сталкивается все больше пользователей.

Владимир Зыков

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: сотовые операторы, короткий номер