Держи портфель шире

Операторы фиксированной связи отмечают, что рынок перестает расти и его перспективы заключаются в расширении портфеля дополнительных услуг клиентам. При этом успех конкретной компании будет зависеть от качества таких услуг.

Такое мнение высказали участники круглого стола в рамках форума "Связь в большом городе - Особенности работы и взаимодействия участников телекоммуникационного рынка мегаполиса в новых условиях", который на прошлой неделе провел в Москве ComNews Conferences.

По словам управляющего партнера ООО "Альфа" (бренд Celecom) Вячеслава Трошина, отрасль оказалась в обстоятельствах "абсолютно закономерных и логичных". "Рынок не показывает тенденций, которые показывал раньше, - заметил он. - Предприятия, достигнув нынешних масштабов, не имеют возможности повышать эффективность и создавать новые продукты и сервисы, которые обеспечивают дальнейший рост".

На его взгляд, положительная динамика рынка (2-4%) вызвана тем, что определенные секторы экономики демонстрируют активность, что создает драйв для телекоммуникационных компаний. Другими инструментами органического роста Вячеслав Трошин назвал тенденцию к перетоку клиентов от одного игрока к другому, а также освоение сегментов рядом с телекомом, куда операторы могли бы прийти со своими возможностями и создать востребованные продукты.

"В прошлом году мы развивались органически, но заметили рост на 12,8%, - обратил внимание коммерческий директор ООО "Наука-Связь" Александр Зинько. - Оцениваем его как хороший, но понимаем, что есть возможность эти показатели улучшать". Как рассказал топ-менеджер, в ближайшие три года фирма займется оптимизацией внутренних процессов, развитием новых продуктов и диверсификацией портфеля услуг. К 2016 г. 25% выручки компании должны составить новые сервисы - аутсорсинг, облачные сервисы и услуги ИТ-интеграции.

Управляющий партнер и директор по развитию ООО "Лайфстрим" (бренд "Смотрёшка") Жаркын Турсынов обращает внимание на то, что количество абонентов не снижается - идет их распределение между операторами. "Кризис - способ обнажить то, к чему отрасль шла в любом случае, - полагает он. - Развиваются сервисы, которые позволяют больше заработать, уменьшить отток абонентской базы и привлечь новых клиентов". На его взгляд, эти сервисы должны быть на высоком уровне, и один из них - телевидение.

"Новых абонентов нет, идет дележка существующих", - согласился директор по продажам Sagemcom Фабьен Ришар. "Пять-десять лет назад вы должны были бы тратить огромные деньги на видеоконтент, - напомнил он. - Сейчас ситуация другая: люди хотят смотреть то, что они хотят, тогда, когда они хотят". Отличительной чертой успешного оператора он назвал умение выбрать "такую аппаратную платформу и программное решение, чтобы гибко предоставить контент".

Как заметил Жаркын Турсынов, в таком случае оператор превращается в "трубу" для передачи контента, подобно линиям электропередач и системам водоснабжения. "И умение доставить воду и электричество - это неплохо", - считает он.

"Я как телеком-оператор с удовольствием стал бы "трубой", - поддержал Александр Зинько. Однако он подчеркнул, что цены на электроэнергию каждый год растут, а связь только дешевеет. "Брать клиента только ценой - путь абсолютно утопический, - убежден представитель компании "Наука-Связь". - Мы сами рынок убиваем из года в год".

Жаркын Турсынов добавил, что телеком-оператор - это не только "труба", но и "полка", место, где можно что-либо продать абоненту. "Задача телекома - не производить новые продукты, а уметь общаться с абонентом и предлагать ему качественные сервисы", - считает он.

Вячеслав Трошин считает, что органический рост рынка способен обеспечить развитый продуктовый портфель. "Наша стратегия - укрупнение за счет M&A-сделок, построение единой модели управления и повышение эффективности предприятия", - рассказал он. На взгляд Вячеслава Трошина, в России наступили "вторые 90-е". "Это тот период времени, который обеспечивает возможность сильного и успешного роста и обретения большого количества благ за счет знаний, - объяснил представитель Celecom. - Мелкий бизнес будет либо прекращать существование, либо подойдут очередные волны консолидации".

На взгляд Александра Зинько, рынок в 2015 г. будет развиваться "как всегда, вопреки всему". "Подведя итоги нашей работы в I квартале 2015 г., мы были удивлены, что показатели существенно выше показателей 2014 г.", - отметил он.

"На рынке все будет хорошо, - заверил Вячеслав Трошин. - С одной стороны, будут дефолты, и некоторые предприятия будут прекращать деятельность. Но мы спокойны: у нас есть план, и мы идем по этому плану".

Даниил Сидоров

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: фиксированная связь