Генпрокуратура обнаружила нарушения в Росреестре

Ревизоры выявили в ведомстве нарушения бюджетного законодательства, а также срывы сроков исполнения ФЦП ГЛОНАСС.

Комиссия Генпрокуратуры проверила исполнение бюджетного законодательства Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Как сообщил «Известиям» источник в надзорном ведомстве, в ходе проверки был выявлен ряд нарушений законодательства в сфере закупочной деятельности, в том числе при реализации федеральных целевых программ «Развитие единой государственно системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)», а также «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы».

Так, в справке по результатам проверки (имеется в распоряжении «Известий») сообщается о фактах необоснованной оплаты Росреестром картографических и геодезических работ. Сотрудниками надзорного ведомства выявлены нарушения на сумму более 130 млн рублей по итогам исполнения госконтрактов в 2014 году в рамках ФЦП «ГЛОНАСС». Почти половина из них, по мнению прокуроров, не соответствуют техническим заданиям, в том числе из-за отсутствия контроля со стороны Росреестра за их исполнением подрядчиками.

К примеру, из доклада Генпрокуратуры следует, что в 2014 году Росреестром приняты и оплачены работы по трем контрактам с ОАО «Роскартография» в рамках ФЦП «ГЛОНАСС», общей стоимостью около 200 млн рублей. В рамках данных контрактов планировалось создать цифровые планы городов, обновить цифровые навигационные и цифровые топографические карты. Полученные в результате выполнения госконтрактов материалы были переданы на экспертизу в ФГБУ «Центр геодезии» (фондодержатель Федерального картографо-геодезического фонда (ФКГФ). Эксперты ведомства пришли к выводу, что 47% исполненных контрактов не соответствуют требованиям техзаданий, не могут быть использованы потребителями и помещены в ФКГФ. Стоимость некачественно выполненных и необоснованно оплаченных работ составила более 130 млн рублей. Созданные цифровые топографические карты открытого пользования содержат ошибки в контроле высот, дублирования объектов, а также на них появились секретные объекты, запрещенные к показу в соответствии с законом. Прокуроры констатируют, что сотрудники Росреестра подписали акты сдачи-приемки выполненных работ, по которым их фактическое качество в полном объеме соответствует требованиям госконтракта.

Как рассказали «Известиям» в ОАО «Роскартография», технические ошибки могли быть допущены по причине несвоевременного и неполного обеспечения исходным картографическим материалом и крайне сжатыми в 2014 году сроками выполнения работ (июль-ноябрь 2014 года).

- При реализации госконтрактов со стороны ОАО «Роскартография» соблюдаются требования технических заданий, предусмотренные этими контрактами, - рассказывает представитель ОАО «Роскартография». - При приемке выполненных в 2014 году работ Росреестр создавал приемочную комиссию, которая проверяла качество выполненных работ, их соответствие требованиям госконтракта и технического задания. После положительного заключения приемочной комиссии были подписаны акты сдачи-приемки работ. На основании подписанного заказчиком акта сдачи-приемки работ была произведена оплата. Указанный механизм сдачи-приемки работ определен самим госконтрактом. Таким образом, в рамках действующего гражданского законодательства оплата работ является обоснованной.

В отчете ГП также говорится, что в 2014 г Росреестром освоен лишь 51 % от выделенных в размере 610,26 млн. руб. средств на реализацию ФЦП «ГЛОНАСС». На проведение НИОКР использовано лишь 94,5 млн. руб. из предусмотренных 311,6 млн. руб. Аналогично в 2013 г. из суммы в размере 534 млн. руб. освоено лишь 47 %, контракты заключены только на 68,12 млн. руб. Средства, предусмотренные на НИОКР (217 млн. руб.) не использовались совсем.

При этом проверяющие отметили, что в срыве ФЦП "Глонасс" косвенно виноват и Роскосмос.

- Из писем Минэкономразвития России в Росреестр следует, что в Министерство не был предоставлен в полном объеме пакет обосновывающей документации в целях корректировки ФЦП «ГЛОНАСС». При этом Роскосмосом в нарушение постановления Правительства также ненадлежащим образом выполнялись функции государственного заказчика-координатора реализации ФЦП «ГЛОНАСС», также не обеспечившего внесение в программу необходимых изменений... Роскосмосом как ответственным исполнителем не разработан детальный план-график реализации Государственной программы «Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы», в состав которой входит ФЦП «ГЛОНАСС». Это создает условия для ненадлежащего выполнения Росреестром и другими участниками своих функций. До Росреестра такой план-график не доведен, в том числе в режиме работы с информацией конфиденциального характера; контрольные события не определены, - отмечается в отчете.

Как пояснил "Известиям" официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков, внесение изменений в ФЦП ГЛОНАСС было задержано по объективным причинам: корректировался государственный бюджет.

- На сегодня детальный план-график реализации госпрограммы "Космическая деятельность", куда входит и ФЦП ГЛОНАСС, уже разработан. Но он должен пройти согласование в Правительстве, после чего поправки в ФЦП вступят в силу, - отметил Буренков.

Проверка ГП показала также, что Росреестром не обеспечена в большинстве случаев возможность предоставления госуслуг в электронной форме.

"Службой в настоящее время оказывается 19 видов государственных услуг, из них в электронном виде  -  4 услуги (21 %). Так, не оказываются в электронной форме услуги по предоставлению сведений из федерального картографо-геодезического фонда; предоставлению сведений из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; предоставлению сведений из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков; ведению государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства и др."

Как отмечают проверяющие, службой допускались в 2014 г. отставания в заключении контрактов в рамках ФЦП «Развитие», что потребовало принятия организационных мер со стороны Минэкономразвития России. Из предусмотренных Росреестру в размере 1469,8 млн. руб. средств  на реализацию  программы,  контракты на сумму в размере 1105 млн. руб. (75%) заключены в 4 квартале 2014 г. Это привело к невыполнению в запланированном объеме мероприятия ФЦП «Развитие» по повышению эффективности управления системой, в том числе в целях информированности потребителей государственных услуг Росреестра.

В Росреестре «Известиям» не ответили на запрос "Известий".

- Если конкурсы (как по коррупционным причинам, так и в силу стремления сэкономить на спичках) выигрывают заведомые посредники, не желающие знать специфику дела, которое от них требуется, значительная часть денег просто не доходит до профессионалов, которые могут рассчитывать лишь на недостаточные для нормальной работы средства, - поясняет директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - В результате отрасль, составлявшая славу и царской России, и Советского Союза, деградирует, а работы, весьма вероятно, выполняются либо непрофессионалами, либо «левой ногой».

Представители Генпрокуратуры отмечают, что в течение прошлого года Росреестр заключал государственные контракты без учета плана-графика закупок, что привело к невыполнению ряда контрактов, так как в сфере геодезии и картографии требуется соблюдение сезонности проведения работ.

- В целом, Росреестр, как заказчик, из 292 закупок, предусмотренных планом-графиком на 2014 год,  отменил 138 (47%), - говорится в отчете Генпрокуратуры.

Ревизоров также заинтересовали планы Росреестра приобрести лицензионное программное обеспечения с использованием технологий корпоративного портала ООО «1-С-Битрикс» с его установкой на официальном сайте ведомства. Завершить работы по внедрению системы планируется в июле 2015 года, тогда как в распоряжении Росреестра уже имеется актив стоимостью более 10,2 млн рублей «Автоматизированная система дистанционного обучения», которая была принята в 2009 году и не используется до сих пор. По мнению представителей Росреестра, данная программа не удовлетворяет современным технологиям, при этом объект не списан с баланса ведомства, вопрос доработки данной системы и ее использования на заседаниях комиссии Росреестра не поднимался.

Вместе с тем представители Генпрокуратуры пришли к выводу, что в Росреестре не организованы и не осуществляются внутренний финансовый контроль за деятельностью подведомственных администраторов доходов бюджета и распорядителей бюджетных средств. Вместо финансового аудита Росреестр проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности. Между тем правовые акты, регламентирующие эти проверочные мероприятия, не отвечают требованиям, установленным Правилами финансового контроля и финансового аудита, сообщается в отчете прокуроров.

В 2014 году было проведено 20 проверок финансово-хозяйственной деятельности территориальных подразделений Росреестра, по результатам которых были выявлены нарушения, в том числе, при размещении заказов для госнужд. При этом Росреестр не сообщил в прокуратуру о фактах нарушений и не принял мер, направленных на возмещение необоснованно израсходованных бюджетных средств.

Кроме того Росреестр нарушает сроки формирования и опубликования планов финансового аудита.

- Подобные действия говорят о стремлении вывести средства из-под контроля или, как минимум, выколотить как можно больше денег из бюджета (если не планируются деньги за коммерческие работы будущих периодов), - считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

По информации «Известий», материалы данной проверки планируется в ближайшее время направить в Следственный комитет для проведения проверки по фактам выявленных нарушений.

По мнению Дмитрия Абзалова президента Центра стратегических коммуникаций, Минэкономразвитию необходимо усилить контроль за подведомственными структурами и перенести контроль на министерский уровень.

- Закупки основной коррупционный ресурс. При этом функции контроля госзакупок происходит в самой организации, - комментирует Абзалов. - Росреестр является агентством и оказывает услуги. Это серьезные средства, которые фактически не контролируются. Плюс повышается риск бюджетного навеса, так как контракты могут расторговываться в конце года. У ведомства широкая региональная сеть с большим объемом полномочий и большой автономностью региональных подразделений.

Нынешний глава Росреестра Игорь Васильев возглавил ведомство в марте прошлого года после того, как будучи аудитором Счетной Палаты, вскрыл случаи нецелевого расходования средств в ведомстве. На этом посту он сменил Наталью Антипину, которая после серии скандалов была отправлена в отставку и вскоре была назначена на должность замминистра в Минстрой.

Александра Ермакова

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование

Ключевые слова: ГЛОНАСС