Ставка на интернет. Как легализация онлайн-беттинга изменит букмекерский рынок

С середины 2009 года букмекерские конторы и тотализаторы остаются единственными заведениями для азартных игр, легитимными на всей территории России. Сейчас в стране 5,5 тыс. пунктов приема ставок, а объем офлайнового сегмента рынка может достигать $1 млрд. Существует и онлайн-сегмент с сопоставимыми оборотами, но он пока вне правового поля: ставки в интернете принимают, в основном, западные компании, не подчиняющиеся российским законам. Уже в этом году ситуация должна измениться: легальным российским букмекерам разрешили принимать интерактивные ставки, осталось только создать центр их учета, через который конторы начнут работать в онлайне.

Без азарта

Букмекерские конторы и тотализаторы находятся в России на особом положении среди всех игорных заведений. В 2006 году президент РФ Владимир Путин лично выступил с инициативой запретить запретить азартные игры на большей части страны, сравнив казино и игровые автоматы с «алкоголизацией населения». Но для букмекеров в новом законодательстве об азартных играх было сделано исключение. С 30 июня 2009 года их деятельность стала единственным видом азартных игр, легитимным на всей территории страны. Казино и автоматы с тех пор разрешены только в четырех специальных резервациях — игорных зонах. По одной такой зоне предусмотрено в Краснодарском, Приморском и Алтайском краях, а также в Калининградской области.

Особый подход к букмекерским конторам и тотализаторам объяснялся нюансами этого бизнеса. Как утверждали сами букмекеры, даже до запрета остального игорного бизнеса их клиенты принципиально отличались от посетителей казино и игровых залов как «более думающие» люди. Пари, которое заключает клиент с букмекером, основано не только на удаче, но и на знаниях, позволяющих предполагать, наступит ли то или иное событие — в большинстве случаев речь идет о результатах спортивных матчей.

Исключение из запрета на азартные игры стоило букмекерам существенного ужесточения требований к их деятельности. В 2009 году им пришлось заново проходить лицензирование с учетом множества новых предписаний в отношении оборудования и устройства контор. Новым условиям соответствовали далеко не все действовавшие на тот момент компании, часть которых в тот момент просто сошла с рынка. О том, насколько жесткой оказалась эта фильтрация, свидетельствуют данные Национальной ассоциации букмекеров: в 2008 году она оценивала объем профильного рынка в $1,7—1,9 млрд, в 2010-м — уже лишь в $400 млн.

Впоследствии регулирование букмекерского рынка продолжало ужесточаться. Так, в 2010 году резко выросли финансовые требования к организаторам контор: если раньше для открытия бизнеса фактически было достаточно 100 тыс. руб., то с тех пор эта сумма выросла до 1,6 млрд руб. Из них 1 млрд руб. должны составлять чистые активы компании, 500 млн руб.— обязательная банковская гарантия и наконец 100 млн руб.— уставный капитал. В 2012 году государство определилось с налоговой нагрузкой на букмекерский бизнес, при этом в законодательстве появился новый термин — пункт приема ставок. До тех пор налогом в 25—125 тыс. руб. в месяц облагалась только касса букмекерской конторы, правовой статус которой оставался неопределенным: букмекеры считали, что речь идет только о центральном офисе, налоговая служба — что о каждом. С 2012 года этот налог относится только к головной конторе, зато еще 5—7 тыс. в месяц букмекеры согласились платить с каждого пункта, в котором принимаются ставки.

Все это время власти боролись с нелегальным или полулегальным сегментом, в который перешли часть букмекерских контор, не сумевших пройти лицензирование по российскому законодательству. Еще в 2009 году Федеральная налоговая служба (ФНС), контролирующая букмекерский бизнес, находила, например, пункты приема ставок, работавшие по лицензиям, оформленным в Казахстане: лазейки в законодательстве позволяли российским предпринимателям ссылаться на то, что они лишь оказывают зарубежным партнерам услуги по приему и переводу денежных средств. А в 2013 году сотрудники МВД проводили обыски в офисе одного из крупных участников рынка, имевшего букмекерскую лицензию в России, но организовавшего для приема ставок еще и интернет-сайт, действовавший на основе лицензии, выданной в Нидерландах.

Интернет-подключение

В июле 2014 года Владимир Путин подписал закон, предусматривающий для букмекеров обязательное членство в саморегулируемых организациях (СРО). С этого момента российский букмекерский рынок кардинально изменился и вышел на новый уровень, считает президент СРО букмекеров (НП «Объединение организаторов азартных игр в букмекерских конторах») Константин Макаров. «Он полностью переформатировался, стал более упорядоченным. СРО ведут работу по многим направлениям. Налаживается диалог с государством и общественными организациями»,— рассказывает он.

Но по мнению председателя правления СРО букмекеров (НП «Объединение организаторов азартных игр в букмекерских конторах») и вице-президента Российской ассоциации букмекеров Николая Оганезова, стабильности и правовой урегулированности в отрасли пока не наступило. «Сам институт саморегулирования должен идти на смену государственному контролю и лицензированию. Это мировой опыт и смысл закона о СРО. Однако мы снова пошли своим путем: сохранилось госрегулирование в виде лицензирования и появился дополнительный регулятор в виде СРО»,— поясняет он.

Если СРО в итоге все же помогут улучшить ситуацию с регулированием отрасли, можно будет сказать, что плюсы перевесили минусы, резюмирует президент компании First Gaming Леонид Обозный. «В последние годы это регулирование носило довольно активный характер с элементами непредсказуемости, а мнение бизнеса особо во внимание не принималось. В течение короткого времени несколько раз существенно менялись правила игры, что создавало ощущение нервозности и непонимания, куда отрасль движется, а компаниям приходилось постоянно тратить ресурсы на изменение бизнес-процессов и модернизацию ПО под новые законодательные требования»,— сетует он.

Один из наиболее актуальных для букмекеров законодательных вопросов — легализация использования интернета. Закон ввел понятие интерактивной ставки, но пока так и не легализовал ставки через интернет, и теперь участники рынка ждут постановления правительства, которое должно рассеять возникший правовой вакуум, говорит Николай Оганезов. При этом в декабре 2014 года была ужесточена ответственность за незаконное проведение азартных игр, включая штрафы до 1 млн руб. с конфискацией оборудования за использование интернета при их организации. Максимальное наказание за незаконные азартные игры теперь предусматривает лишение свободы на шесть лет. Налицо противоречие законодательства, регулирующего игорную деятельность, с уголовным, указывает господин Оганезов: «С одной стороны, вроде как интерактивные ставки принимать можно, а с другой — можно и в тюрьму по случаю сесть».

«Государство приняло важные инициативы по регулированию рынка, теперь дело за отраслью, которая должна выстроить эффективно работающую систему»,— говорит президент Национальной ассоциации букмекеров Юрий Федоров. Следующим этапом развития рынка, по его словам, должно стать создание центра учета переводов интерактивных ставок, через который букмекеры смогут начать работать в онлайне.

По кризисным ставкам

Всего, по данным ФНС, на 1 января 2015 года в России насчитывалось 5,5 тыс. пунктов приема ставок, из которых почти 1,1 тыс. в Москве и области. Наиболее активно букмекеры расширялись в 2012 году, в течение которого количество пунктов выросло сразу на 69%, высокие темпы сохранялись и в 2013-м — 53%. А вот в 2014 году рост числа пунктов составил лишь 7%. 21% всех пунктов контролирует контора Fonbet (ЗАО «Ф.О.Н.»), 14% — «БалтБет» (ООО «Санторин»), 12% — 1xbet (ООО «Букмекер Паб»), 10% — «Бинго Бум» (ООО «Стар Бет»), 9% — «Лига ставок» (ООО «Первая международная букмекерская компания»).

В 2014 году объем рынка, то есть общий выигрыш российских букмекеров (gross win) от ставок, принятых офлайн, в долларовом выражении составил порядка $0,9-1 млрд, отмечает Леонид Обозный. Но на 2015 год, по его мнению, можно прогнозировать лишь примерно $0,6 млрд. Уже к концу 2014 года долларовый объем рынка начал снижаться из-за резкого падения рубля, но имеет место и тенденция его уменьшения в рублях ввиду общего кризиса экономики, говорит Николай Оганезов. «Люди будут уже более аккуратно относиться к тем деньгам, которые раньше были готовы потратить спокойно на ставки»,— признает он.

Девальвация стала проблемой для букмекеров такой же проблемой, как и на многих других рынках: средняя сумма ставки российских игроков в рублях осталась почти такой же, несмотря на то, что рубль за это время упал по отношению к ведущим валютам. Тем не менее, крупные компании выйдут из кризиса еще более крупными, уверен господин Оганезов. «Лидеры пошли на динамичное расширение сети пунктов приема ставок, в том числе за счет закрывающихся помещений конкурентов, объектов общественного питания и иных потребительских услуг»,— рассказывает он.

В интернет-сегменте ситуация более неоднозначная, поскольку есть закон, напрямую запрещающий использовать интернет для букмекерской деятельности, говорит Леонид Обозный. Тем не менее, рынок существует и сравним с офлайновым: по его оценке, можно говорить об объемах букмекерского сегмента онлайн в $0,6—$0,9 млрд. Эти объемы примерно поровну распределяются между известными зарубежными компаниями и структурами, которые из офшорных юрисдикций оперируют под брендами, одноименными с российскими. Выходит, что иностранные букмекерские компании таким образом принимают ставки у российских игроков, уже сейчас забирая почти половину российского онлайн рынка, констатирует господин Обозный. Предпринимающиеся блокировки онлайн-ресурсов, по его словам, пока не сильно изменили эту ситуацию.

Букмекерское импортозамещение

Пока примеры интереса крупных зарубежных игроков к легальному выходу на российский букмекерский рынок единичны. Так, в 2010 году «Лига ставок» и одна из крупнейших профильных британских компаний Sportingbet объявляли о договоренностях по созданию в России совместного предприятия, в котором британцы получили бы миноритарный пакет. Но дальше договоренностей дело так и не пошло. А в 2012 году под контроль греческой лотерейной компании Intralot перешла одна из старейших российских букмекерских контор — «Фаворит».

От более активного выхода на российский рынок зарубежных игроков пока отпугивает нестабильность законодательства. «Возможно, они будут готовы начать осваивать рынок, когда установятся более четкие правила игры. В частности, если положительно решится вопрос об онлайн-беттинге»,— предполагает Константин Макаров. Нестабильность, текущее регулирование и полный запрет на рекламу оставляют открытым вопрос, придут ли в ближайшее время в Россию международные букмекерские компании, согласен Леонид Обозный. «Но нельзя исключать, что кто-то из публичных компаний, таких, например, как William Hill или Betfair, может посчитать, что для увеличения рыночной капитализации легальный выход на российский рынок будет правильным решением. Российский рынок уже сейчас входит в число крупнейших, и его потенциал роста еще далеко не исчерпан»,— добавляет он.

Дело еще и в том, что у российского рынка есть определенная емкость, и от привлечения иностранного участника она больше не станет, считает Николай Оганезов. Это лишь усилит конкуренцию, поэтому интереса для вхождения иностранного инвестора с большими деньгами на наш рынок нет. Кроме того, такой выход невыгоден и для отечественных участников рынка. «Следует иметь в виду, что иностранный букмекер получит возможность оперировать не только “на земле”, но и в онлайне, не исключается вариант, что он сможет выбрать исключительно онлайн. А в нашем налоговом законодательстве еще не разработана сетка налогов для такого развития событий. Тогда иностранный букмекер получит существенное преимущество перед отечественным»,— поясняет он.

Нет определенности, будет ли российский онлайн-беттинг доступен для граждан России и иностранцев из любой страны мира, а также — можно ли будет при приеме интерактивных ставок использовать только одно доменное имя, добавляет Леонид Обозный. Последнее правило, в случае его утверждения, потенциально может сократить количество маркетинговых инструментов для продвижения контор. Еще одним злободневным вопросом остается либерализация рекламного законодательства для букмекеров. Существующие ограничения в этой сфере и фактический полный запрет на рекламу букмекерских контор в интернете уже не отвечают реалиям сегодняшнего дня, уверен господин Обозный. В целях ограничения аудитории потребителей такого рода рекламы, на нее можно было бы распространить существующие требования по рекламе букмекеров для ТВ и радио, считает он.

Павел Белавин

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: финансы, веб