Мобилизация телевидения

В развитии мобильного телевидения российские операторы не намерены отставать от своих зарубежных коллег. В Екатеринбурге компанией "Областное Телевидение" (ОТВ) запущено в тестовую эксплуатацию цифровое мобильное телевидение стандарта DVB-H. Региональный оператор стал первым, однако уже весной в Москве заработают сети DVB-H компаний "Система МассМедиа" и ОАО "Вымпелком". В тоже время эксперты уверяют, что эффективной бизнес модели для реализации услуг мобильного телевидения в мире пока не существует.

Испанский производитель оборудования SIDSA объявил о запуске в тестовую эксплуатацию сети мобильного телевидения стандарта DVB-H (Digital Video Broadcasting-handheld). Екатеринбургская телекомпания ОТВ подтвердила факт запуска сети DVB-H на базе оборудования компании SIDSA. Теперь абонентам всех 5 GSM-операторов столицы Уральского Федерального округа - UTel, «ВымпелКом», «МегаФон», «Мотив» и МТС - совершенно бесплатно в цифровом качестве стали доступны 10 каналов мобильного телевидения стандарта DVB-H (работает в дециметровом диапазоне 470-862 МГц).

Впрочем, генеральный директор телекомпании ОТВ Александр Мих в беседе с корреспондентом ComNews заметил, что мобильное телевидение стандарта DVB-H в большей степени интересно жителям Европы, которые уже пресыщены услугами кабельного ТВ. "России больше интересен фиксированный цифровой стандарт DVB-T. И подобную услугу на базе оборудование SIDSA наша компания также предоставляет жителям Екатеринбурга", – говорит Александр Мих. На вопрос о том, как удалось договориться с мобильными операторами Свердловской области о предоставлении услуги их абонентам, глава ОТВ заметил, что пока рано говорить о формах сотрудничества - необходимо подождать принятия программы цифровизации российского ТВ. По его словам, межоператорские отношения, прежде всего, будут зависеть от решения комиссии, возглавляемой Дмитрием Медведевым.

Стоит отметить, что 2007 г. вообще обещает изобиловать новостями с рынка мобильного ТВ. Как стало известно ComNews, о запуске московской сети цифрового мобильного телевещания стандарта DVB-H в ближайшее время планирует объявить ОАО "ВымпелКом". Более того, еще один крупный игрок, "Система Масс-медиа" на открытии выставки CSBT-2007 сообщила о том, что весной 2007 г., в тестовую эксплуатацию запустит московскую сеть DVB-H, а в 2008 г. в сеть может быть запущена в коммерческую эксплуатацию.

Впрочем, "МегаФон", имеющий опыт предоставления услуг мобильного телевидения с 2002 г. (в Москве) со скепсисом отнесся к перспективам этого стандарта. ("Мегафон" предоставляет услуги мобильного ТВ в Москве, на Кавказе, в Поволжье, на Северо-Западе и на Урале.) По словам советника генерального директора по информационным вопросам "МегаФон-Москва" Романа Проклова, компания внимательно следит за развитием технологий. "Однако на наш взгляд сегодня  не существует успешной бизнес-модели, которую можно было бы эффективно реализовать. Мы запускаем лишь те услуги, которые доступны большинству владельцев сотовых телефонов", - отмечает Роман Проклов.              

Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин подтверждает, что сегодня терминалы с поддержкой DVB-H стоят около $1000. Однако, по его мнению, телефоны будут стремительно дешеветь и уже к началу 2008 г. их цена не будет превышать $500-600. "Действительно, эффективной бизнес-модели предоставления услуг мобильного ТВ пока не существует. Однако, можно с уверенностью сказать, что стандарт DVB-H, благодаря поддержке компании Nokia, станет основным европейским стандартом мобильного ТВ", - полагает Эльдар Муртазин. В тоже время аналитик отмечает, что основная проблема внедрения мобильного ТВ в России - это не стандарт или дороговизна терминалов, а отсутствие компаний, способных создать специализированный контент для мобильного ТВ.

Стоит напомнить, что существует несколько цифровых стандартов мобильного ТВ: DVB-H, DMB (Digital Multimedia Broadcasting), MediaFLO (разработан американской компанией Qualcomm для сетей CDMA2000), и MBMS (Multimedia Broadcast Multicast Service). Заместитель генерального директора по стратегическому маркетингу и продажам ЗАО "Скай Линк" Александр Пиотровский на вопрос журналиста ComNews о возможном переходе на цифровой стандарт MediaFLO замечает, что компания сейчас изучает все существующие стандарты мобильного ТВ и оценивает пути возможного развития. Но, по словам Александра Пиотровского, "Скай Линк" сейчас заинтересован не столько в новом стандарте, сколько в уникальном контенте для мобильного ТВ. Над этим оператор и работает.

По мнению партнера ComNews Research Оксаны Панкратовой, мобильное ТВ, конечно, инновационная услуга, однако говорить о мировом признании пока преждевременно. Особенно в свете того, что бизнес-кейс еще совсем не определен. "От абонента требуют смены терминала, а преимущества платного ТВ пока ему не очевидны, если не считать фанатов всего инновационного, доля которых на рынке - 2-3%. Доступные терминалы и множество нишевых услуг - вот атрибуты массового рынка. Следовательно, первоочередная задача, которая стоит перед операторами - набрать критическую массу пользователей мобильного ТВ",  - отмечет Оксана Панкратова.

Олег Кресп

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование, ПО, Финансы

Ключевые слова: