На Петербург обрушился телефонный спам

В городе появился новый способ рекламы товаров и услуг – на городские телефоны звонят роботы-автоматы, которые предлагают абоненту различную продукцию. Причем звонки раздаются и средь бела дня, и посреди ночи.

«В пол-шестого утра мне позвонил робот-автомат и стал предлагать услуги какого-то туристического агентства, я был просто в шоке, бросил трубку и название фирмы не запомнил, хотя мог бы подать на нее за это в суд, -- возмущается начальник юридического отдела Санкт-Петербургской юридической ассоциации Виталий Янчев. – Хорошо, если кто-то это сделает, тогда у нас будет судебный прецедент, и с таким спамом можно будет начинать бороться». Это не единственная жалоба – волна негодования захватила разбуженных поздней ночью и под утро абонентов городской телефонной сети, однако, никто из них так и не смог вспомнить названия рекламируемой фирмы.

Роботы людей не работает
В первую очередь корреспондент ДП связался с Петербургской телефонной сетью, вполне официально предлагающей услугу голосового оповещения о товарах и услугах абонентов роботом-прозвонщиком. «Мы работаем только по юридическим лицам, физлиц мы не беспокоим. Записываем фирме ролик, делаем выборку по предприятиям, робот звонит им и тот, кто берет трубку, прослушивает ваше рекламное сообщение, потому мы предоставляем отчет -- рассказал сотрудник отдела продаж. – Каждый звонок стоит 6 рублей, сюда и стоимость ролика включена». Однако вероятность того, что домашние телефоны могли быть приняты за рабочие невелика: как нам сообщили в пресс-службе компании, вот уже два гада как по этой услуге не заключалось ни одного контракта. Что касается законности, то в данном случае, по словам Виталия Янчина, «можно говорить о правомерности вопроса такой рекламы среди юридических лиц».

Телефонные пираты-самоучки
Совершенно другое дело – звонки на домашние телефоны. Как выяснилось, заниматься этим хоть и незаконно, но очень просто. Чтобы организовать обзвон абонентов по телефонной базе достаточно приобрести за 100 рублей базу данных городских телефонов, которая продается на CD в метро, и установить на компьютер голосовую бизнес-версию программы Venta Fax (лицензионная стоит 1990 руб.), которая поддерживает функцию отправки голосовых сообщений по абонентской базе.

Наказать трудно
«В случае с такой рекламой может нарушаться сразу ряд законов, говорит -- председатель Санкт-Петербургской коллегии адвокатов «Юристы за конституционные права граждан» Владислав Лапинский. -- Во-первых, если звонок совершен с 23.00 до 7.00, нарушается закон Санкт-Петербурга о тишине и покое граждан в ночное время, в таком случае штраф может составить от 1 до 10 МРОТ. Если же звонок был совершен в обычное время, то здесь действует два федеральных закона: «О рекламе» и «О защите прав потребителей». Можно не только оштрафовать компанию на сумму до 5 000 рублей, но и по закону о потребителях заставить ее компенсировать моральный ущерб. Но это в теории, сложность в том, что не понятно, как на практике удастся доказать, что на номер конкретного абонента был совершен звонок с рекламным сообщением – ПТС этого не регистрирует. Единственный вариант, наверное, установить «прослушку» собственного номера». Этим вряд ли кто станет заниматься, так что пока в Петербурге можно вполне безнаказанно продвигать свои товары таким способом. Другой вопрос в том, что, как уже показала практика, до конца такую рекламу не дослушивают и даже названия фирмы не запоминают. Хотя, может, это только те, кому звонили в неурочное время.

Западный опыт
В прошлом году в США Джордж Буш подписал закон о запрете телефонного спама. В США создан список номеров телефонов, владельцы которых не желают становиться объектами телефонной рекламы. За звонок на занесенный список номер, телемаркетинговая компания обязана будет выплатить штраф в несколько тысяч долларов.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: