Телеком-операторов выселяют из «Умных домов»?

Apple включила в новую iOS 9 систему управления устройствами для «Умного дома» HomeKit. Идея анонсированной год назад платформы в том, чтобы сделать iPad и iPhone панелями для удаленного управления различными устройствами и датчиками, в том числе — бытовой, кухонной и климатической техникой, термостатами, освещением и т.п., а также системами безопасности — такими, как охранно-пожарная сигнализация, оконные и дверные замки и проч.

В начале июня в продаже появились первые устройства с поддержкой Apple HomeKit. Так, компания Lutron представила систему управления освещением Caseta Wireless Lighting Starter Kit, которая предназначена для управления освещением в доме через iPhone/iPad. iHome представила «умную» розетку iSP5 SmartPlug, которая позволяет с помощью iOS-устройства управлять подключенными устройствами: включать/выключать настольные лампы, тостеры и хлебопечки, ТВ- и радиоприемники, кондиционеры, обогреватели, и проч. Набор датчиков Eva от компании Elgato обеспечивает удаленный контроль за качеством воздуха в доме, влажностью, давлением, наличием дыма, а также потреблением электроэнергии и воды.

Объем рынков отраслей безопасности и «Умного дома», оценка ИАА «Рустелеком»

Все HomeKit-совместимые устройства могут работать вместе — по заданному пользователем сценарию. Кроме того, реализован доступ к устройствам HomeKit через интеллектуального помощника Siri от Apple.

Важным преимуществом Apple HomeKit для потребителей является простота монтажа и настройки. Большинство равноценных решений «Умный дом», уже присутствующих на рынке, требуют установки с помощью профессиональных специалистов. Смонтировать оборудование HomeKit может любой желающий своими руками.

Таким образом, Apple выходит в перспективный сегмент «Умный дом», на который, помимо охранных структур, также претендуют телекоммуникационные компании. К примеру, в России свои решения в этом секторе в разное время продвигали «МегаФон» («Дом на связи», «Дом он-лайн»), МТС («Умный дом-Дача», «Умный дом-Квартира»), «Билайн» («Дом онлайн», «Дом под присмотром») и другие операторы. Однако нельзя сказать, что эти операторские продукты завоевали широкий рынок.

«Главный недостаток операторских решений — отсутствие реагирования при срабатывании датчиков, прежде всего — охранных, — говорит Юрий Брюквин, генеральный директор ИАА «Рустелеком». — Получив сигнал «Тревога», пользователь вынужден самостоятельно решать вопрос с выездом на место. У полиции нет временных нормативов по реагированию на такие сообщения граждан. Таким образом, именно реагирование силами профессиональных сотрудников создает потребительскую ценность услуги».

Между тем, частные охранные организации предлагают физическим лицам и коммерческим пользователям охранно-пожарные сигнализации, которые могут оснащаться датчиками утечки воды, газа, тепла и проч. Такие системы легко масштабируются и — в зависимости от потребностей пользователя, — могут дополняться различными функциями «умного дома». Кроме того, охранные структуры активно внедряют сервисы, которые позволяют клиентам управлять безопасностью своего дома со смартфона из любой точки мира.

Решения для «Умного дома одной из многочисленных компаний,
занимающихся автоматизацией помещений, рис. с сайта dom-automation.ru

Неудивительно, что отечественные телеком-операторы терпят фиаско на рынке систем «Умного дома», вновь превращаясь в поставщиков технологических каналов связи для передачи информации.

«Действительно, операторы много говорят о том, что не хотят становиться «тупой трубой» для перекачки трафика. Но при этом своими же руками они создают все более комфортные условия для работы внешних конкурентов. В случае с «Умным домом» — для охранных структур и ОТТ-сервисов типа Home от Apple», — рассуждает Юрий Брюквин.

Российский рынок систем «умный дом» по итогам 2014 года в ИАА «Рустелеком» оценили примерно в 4 млрд рублей. Рынок услуг безопасности и реагирования в частном сегменте, который уже можно считать предтечей рынка комплексной домашней автоматизации, оценивается в сумму примерно втрое большую — около 12 млрд рублей.

Важно отметить, что проникновение услуги в целом по стране составляет 2-3% — против 20-25% на развитых рынках. «Российский рынок услуг связи стагнирует, в то время как рынок «Умного дома» быстро растет. Отечественные операторы вряд ли легко откажутся от такого лакомого куска», — считают в «Рустелекоме».

Мнение операторов: «МегаФон» и «Билайн»

Интересно, что сами операторы в своих комментариях предпочитают говорить в основном не про «Умный дом» как таковой, а скорее про услуги M2M и «Интернета Вещей» в целом.

Представители «МегаФона» напомнили, что компания обладает самой скоростной мобильной сетью в России и поэтому может запустить решения M2M любого уровня сложности и требований к инфраструктуре оператора. Сегодня компания предоставляет услуги М2М во всех сферах: ЖКХ, транспорт, логистика, энергетика и т.д. Несмотря на то, что данный вид услуги появился у него недавно, «МегаФон» уже занимает 20% рынка М2М в России и эта доля продолжает расти. На данный момент общее количество сим-карт в М2М решении «МегаФона» приближается к 2,5 млн, из них 1,2 млн абонентов - в сегменте B2B. Общий рост абонентской базы в 2014 году по сравнению с 2013 увечился в 1,5 раза.

«Наибольший потенциал в среднесрочной перспективе имеют M2M-сервисы, использующие скоростные сети передачи данных. Это позволит обеспечить сбор не только телеметрических данных, но и обеспечить видеофиксацию в режиме онлайн. В телемедицине (mHealth) и сфере «подключенных автомобилей» скорость передачи данных является критически важным фактором», - прогнозируют в компании «МегаФон».

«Умная розетка» - одно из немногих решений «Билайна» по автоматизации дома,
информацию о котором удалось найти на сайте оператора»

Первые М2М-решения от «Билайн» из категории «Умный дом» и «Умный офис» для корпоративных клиентов и частных лиц появились несколько лет назад. Это были комплексные М2М-решения, которые состояли  из набора датчиков (движения, открывания двери, дыма, кнопки оповещения и светозвуковогоиндикатора), объединенных с центральным модулем управления - MMS-камерой, специальным тарифным планом, и WEB-интерфейсом для настройки и управления системой. 

В 2014 году появилась «Умная розетка» - устройство, позволяющее дистанционно управлять всевозможными электроприборами - с помощью личного кабинета в веб-интерфейсе дистанционно включать и выключать оборудование, подключенное к розетке, задавать график его работы.  «Несмотря на то, что решение не получило широкое распространение, мы были довольны полученными результатами, которые заключаются, прежде всего, в формировании понимания того, к чему на тот момент еще не был готов массовый рынок с точки зрения потребления «бытовых» М2М-решений. Мы смогли сформировать для себя основные векторы дальнейшего развития Компании в области IoT», - уточнили в пресс-службе «Билайна».

В компании ведется активная работа над развитием М2М-решений, в том числе относящихся к категории «Умный дом». Важная составляющая их успешного запуска – сервисная модель обслуживания. Покупателю необходимо предоставить готовый продукт, который включает в себя и оборудование, и услуги связи, и возможность самостоятельного управления «умной» экосистемой, и техническую поддержку.

«Выбор оптимальной бизнес-модели для развития в сегменте В2С- самый главный вопрос становления рынка IoT в России. Современные технологии позволяют любому производителю или вендору открывать новые возможности для бизнеса. Если несколько лет назад было достаточно просто производить оборудование, то  сейчас становится очевидным необходимость в создании некой сервисной модели», - ответили в «Билайне» на вопрос, кто из игроков имеет больший шанс завоевать этот рынок. Представители оператора выразили уверенность, что рано или поздно в России «Умные дома» начнут пользоваться популярностью, и тогда  занять большую долю на рынке может абсолютно любой поставщик. «Именно предоставление сервиса отличает сферу IoT от традиционного бизнеса, заключенного в  обычном производстве техники,  будь то книга, навигатор, система удаленного управления домашним климатом или автомобиль. В новой парадигме разработчики получают возможность создавать уникальные  продукты, а производители, в свою очередь, начнут конкурировать не ценой базового устройства, а качеством сервиса и стоимостью обслуживания».

Мнение операторов: группа МТС

В пресс-службе группы МТС рассказали о нескольких решенияъ для «Умного дома» на базе мобильных и фиксированных сетей. Подобные решения, по их словам, сегодня пользуются наибольшим спросом в городах-миллионниках, где высока потребность в дистанционном контроле за жилищем или офисом.

Так, МТС еще в 2013 году внедрила систему удаленного мониторинга квартиры или загородного дома и оперативного оповещения о происшествиях в жилище «Умный дом – GSM камера». Комплект «Умный дом» управляется с помощью специального приложения для смартфонов и планшетов и состоит из фотокамеры с датчиком движения и возможностью принимать звонки, SIM-карты и беспроводных индикаторов открытия дверей и окон, протечки, задымления. Система позволяет пользователю получать SMS и MMS оповещения или звонок с фотокамеры при срабатывании датчиков, прослушивать охраняемое помещение по звонку на специальную фотокамеру, запрашивать MMS-снимки жилища и статус индикаторов, просматривать архив снимков.

Решение по видеонаблюдению от МГТС

Что касается МГТС (входит в Группу МТС), то три года назад в компании была принята стратегия «4Digital», название которой обозначает векторы развития компании на ближайшие годы: Digital Home, Digital Office, Digital Agent, Digital City (цифровой дом, офис, город и операторский бизнес). Именно эти рынки интересны телеком-опреатору, который готов предоставлять цифровые услуги и инновационные сервисы на базе технологии GPON. В МГТС подтвердили, что уже сегодня спрос на услуги  «Уумного дома» со стороны москвичей достаточно большой. В настоящее время в рамках  данной концепции МГТС предоставляет услуги интерактивного цифрового телевидения, доступа в интернет, охранной сигнализации, частного видеонаблюдения, а в ближайшей перспективе 2- 3 лет планирует расширить продуктовый портфель и предложить инновационные услуги для дома: например, дистанционный сбор показаний счетчиков воды, подключение различных датчиков охранной сигнализации или медицины, дистанционное управление домом с помощью web или мобильных приложений.

Подробная информация об исследовании «Рынок систем автоматизации «Умный дом»» — на сайте ИАА «Рустелеком». Читатели SPbIT могут приобрести отчеты «Рустелеком» на специальных условиях - назвав кодовое слово "Инфокоммуникации онлайн", вы получите скидку в размере 10 тыс. рублей! Подробности - по тел. +7 (812) 715-50-61, (499) 702-00-23, e-mail: rus-tele@mail.ru

В 2013 году группа МТС внедрила на своей фиксированной сети в Москве протокол IP «шестого поколения» (IPv6), который позволит развивать сервисы обмена данных между устройствами и является базой для внедрения концепции «интернета вещей» (IoT). Новый протокол дает возможность подключить на территории Москвы десятки миллионов новых устройств с уникальными IP-адресами, которые необходимы для построения систем «умного дома» и «умного города». В первую очередь сервисы на основе IPv6 будут использоваться для видеонаблюдения, управления системой ЖКХ, контроля транспортных потоков и др.

В 2014 году МГТС запустила совместно с вневедомственной охраной сервис по установке и обслуживанию охранно-пожарной сигнализации для защиты имущества москвичей - на базе современной сети GPON. В июне 2015 года МГТС разработала приложения для мобильных устройств, которые соединили видеокамеры в квартирах москвичей с облачной платформой, подключившись к которой авторизованные пользователи могут просматривать картинку в режиме on-line или записи с видеокамер в любой точке мира. Одновременно клиенты МГТС могут установить дома несколько камер, в том числе с поддержкой записи в HD-качестве.

В МГТС не сомневаются, что наибольшие шансы завоевать российский рынок интеллектуального дома имеют телеком-операторы, поскольку предоставляют со своей стороны комплексный подход в предложении продукта (т.е. предоставляют канал связи, специальное оборудования), а также обеспечивают необходимый уровень качества сервиса.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Мобильная связь, Оборудование

Ключевые слова: операторы связи, Apple iPad, Apple iPhone