"Почта России" вложит 33 млн в e-commerce

Готовясь к выходу на рынок e-commerce в сегменте B2C, "Почта России" планирует потратить на разработку системы электронной коммерции "Маркетплейс" почти 33 млн руб. Система, по аналогии с eBay и другими подобными сервисами, позволит собрать на одной площадке самых разнообразных поставщиков и производителей товаров и покупателей - физических лиц, причем заказ можно будет сделать как онлайн, так и через печатный каталог товаров в отделениях "Почты". Основная целевая аудитория сервиса - это население, которое совершает покупки преимущественно офлайн, так как по разным причинам не является активным пользователем Интернета. Запуск базового решения площадки запланирован на 2016 г.

"Почта России" объявила открытый конкурс на выполнение работ по созданию системы "Маркетплейс", как следует из документов, опубликованных на портале госзакупок. Подача заявок будет продолжаться до 10 сентября. Подведение итогов по этой закупке планируется не позднее 23 сентября.

Начальная цена контракта составляет 32,9 млн руб. Она включает в себя цены пяти этапов (подготовка проектной документации, техническая реализация ПО, интеграция с внешними системами, отладка и внедрение, опытно-промышленная эксплуатация). Самый затратный этап - это техническая реализация ПО, она обойдется предприятию в 12,5 млн руб.

"Создание системы электронной коммерции позволит реализовать концепцию развития дистанционной торговли во ФГУП "Почта России" путем построения единой B2C e-commerce-платформы", - отмечается в материалах закупки. На одной площадке будут собраны поставщики, производители товаров, а также покупатели. Сделать заказ можно будет онлайн либо в отделениях "Почты" при помощи печатного каталога товаров (если у покупателя нет Интернета). Доставкой товаров будет заниматься сама "Почта России".

Как пояснил представитель пресс-службы предприятия, инфраструктура "Почты России" является уникальным каналом для развития дистанционной торговли: 42 тыс. почтовых отделений по стране, из них 30 тыс. находятся в сельской местности. Ежедневно отделения "Почты" посещает более 2,5 млн человек. В удаленных уголках России "Почта" является единственной инфраструктурной связкой между населением и участниками рынка электронной торговли.

"Целевая аудитория торговой площадки "Почты России" - это население, осуществляющее покупки преимущественно в офлайн-формате, которое либо ранее не заказывало товары через Интернет, либо по каким-то причинам не является активным пользователем Сети", - пояснил представитель предприятия. По его словам, "Почта России" создает уникальный канал, способный предоставить жителям самых удаленных уголков страны доступ к огромному ассортименту товаров, а производителям - принципиально новый рынок сбыта и доступ к покупателям, до которых они не могли дотянуться через традиционные каналы продаж.

Кроме того, как следует из закупочной документации, "Маркетплейс" призван увеличить доходы "Почты России". Это будет осуществляться за счет получения комиссионного вознаграждения, продажи дополнительных маркетинговых услуг контрагентам проекта, повышения почтового товарооборота, создания дополнительного канала спроса на услуги "Почты". Кроме того, система электронной коммерции преследует цель повысить лояльность клиентов к предприятию, а также сформировать имидж "Почты России" как современного и технологического предприятия.

Согласно техзаданию, сайт "Маркетплейса" будет доступен в Сети под доменным именем shop.russianpost.ru (в процессе разработки оно может измениться). Причем при разработке портала подрядчик должен будет учесть много различных нюансов - например низкий уровень компьютерной грамотности потенциальных пользователей.

В техзадании предусмотрены максимальные показатели нагрузки на систему. Например, максимальное число уникальных посетителей в сутки составит до 1 млн, количество просмотров страниц в сутки - до 5 млн, количество одновременных пользователей онлайн составит до 200 тыс. В техническом задании перечисляются вероятные варианты платежных систем, привязанных к "Маркетплейсу": "Яндекс.Деньги" либо эквайринг одного из банков.

Согласно календарному плану на выполнение работ, подготовка проектной документации продлится с 14 сентября по 8 октября этого года. Техническая реализация системы займет промежуток с 9 октября по 31 декабря этого года. Интеграция с внешними системами пройдет в период с 1 декабря 2015 г. по 31 января 2016 г. На отладку и внедрение предполагается выделить период с 1 по 15 февраля 2016 г. На опытно-промышленную эксплуатацию понадобится срок с 15 февраля 2016 г. по 14 февраля 2017 г.

Как подчеркнул представитель "Почты России", запуск базового решения площадки запланирован на 2016 г. В то же время, согласно техническому заданию, дата окончания работ по "Маркетплейсу" - 14 февраля 2017 г. "Техническое задание к закупке также предусматривает опытно-промышленную эксплуатацию площадки", - объяснил разницу в сроках представитель "Почты России".

Решение, которое разработает подрядчик, выигравший конкурс, будет достаточным для запуска базового функционала торговой площадки. "Детализация решения и его дальнейшее развитие будет формироваться по итогам проведения нескольких пилотных проектов", - пояснил собеседник ComNews. Пилоты помогут предприятию оценить спрос россиян на различные категории товаров и понять ценовые предпочтения граждан.

"Почта России" запустила уже два пилотных проекта по заказу и доставке товаров. Один из них - партнерство предприятия с интернет-магазином Biglion - стартовал в ноябре 2014 г. Клиенты могли заказывать товары для детей, электронику и бытовую технику, товары для дома и семьи, косметику, а также новогодние сувениры. Прием заказов велся через печатные каталоги (в них было доступно 37 товаров), а также на сайте 2015.russianpost.ru (более 100 наименований).

По итогам пилота за 44 дня продаж было оформлено около 200 тыс. заказов. Средняя стоимость одного заказа составила 600 руб. Причем около 95% заказов было оформлено через печатный каталог. "Особый интерес к проекту проявили жители удаленных и труднодоступных регионов. Проект показал, что целевая аудитория готова активно использовать предложенный канал продаж для осуществления самых разнообразных покупок", - отметил представитель "Почты России".

Второй пилотный проект стартовал с 1 июня: клиенты "Почты России" смогли заказывать сезонные товары с доставкой по всей стране либо в режиме онлайн на сайте 2015.russianpost.ru, либо через печатный каталог (в нем было около 300 наименований). В одну заявку можно включить до пяти товаров общим весом до 7 кг. Оплатить заказ можно банковской картой на сайте или наличными при оформлении в почтовом отделении. Партнером проекта стал интернет-магазин Costmart. Как и в случае с Biglion, эта площадка взяла на себя все расходы на реализацию проекта (дизайн и изготовление печатной продукции, разработка программного обеспечения и создание онлайн-площадки, комплектация заказов и предпочтовая подготовка отправлений).

Аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин оценивает объем российского рынка электронной коммерции (физические товары) в 730 млрд руб. Причем этот сегмент демонстрирует двузначные темпы роста даже в условиях сложной экономической конъюнктуры. "Рынок физических товаров в прошлом году вырос примерно на 30% год к году", - отметил он.

По его словам, "Почта России" имеет сильное конкурентное преимущество в виде широкой сети почтовых отделений. "Тем не менее развитие онлайн-площадки даже с имеющейся инфраструктурой - достаточно дорогой и длительный процесс", - предупредил он, добавив, что предприятие вряд ли займет заметную долю рынка в ближайшие три года.

По данным ресурса InSales, как рассказал младший аналитик Rye, Man & Gor Securities Егор Дахтлер, объем рынка интернет-торговли в России по итогам 2014 г. составил 612 млрд руб. Он позитивно оценивает проект "Почты России" по запуску торговой интернет-площадки, так как это путь к модернизации бизнеса предприятия. "Однако проблемой для "Почты России" могут стать универсальные игроки интернет-торговли. Сегодня очень развиты международные игроки, которые доставят товар из любой точки мира в любую точку России, например AliExpress и eBay", - подчеркнул он.

Выручка "Почты России" от операционной деятельности в первом полугодии 2015 г. составила 70,3 млрд руб., что на 6% (4 млрд руб.) больше, чем за тот же период прошлого года (66,3 млрд руб.). Чистый убыток предприятия год к году сократился в 18 раз и составил 88,2 млн руб. (1,6 млрд руб. в первом полугодии 2014 г.). Улучшение финансовых показателей в компании объясняют ростом эффективности деятельности и увеличением среднемесячной выработки на одного работника на 7% (с 34,84 тыс. до 37,20 тыс. руб.). Также "Почта России" зафиксировала увеличение объемов входящих почтовых отправлений.

Елизавета Титаренко

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: Почта России