Авиабилеты забронировались от закона. Данные о пассажирах останутся на международных серверах

Найдено решение одной из самых серьезных проблем, связанных со вступлением с 1 сентября в России в силу поправок в закон о персональных данных. По решению Минкомсвязи зарубежные системы бронирования авиабилетов освобождены от обязанности хранить данные граждан РФ в стране, поскольку являются агентами также выведенных из-под закона авиакомпаний. В результате риски для пассажиров снимаются, зато перспективы дорогостоящего проекта "Ростеха" по созданию национальной системы бронирования билетов оказываются под большим вопросом. Однако в ситуацию еще может вмешаться ФСБ, которая выступает против столь простого выхода.

Иностранные системы бронирования авиабилетов освобождены от обязанности хранить и обрабатывать персональные данные граждан РФ на территории страны c 1 сентября, разъяснила Минкомсвязь на своем сайте. По версии министерства, авиаперевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров в автоматизированные централизованные базы в соответствии с законами о транспортной безопасности и о персональных данных, а также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами или законами этих стран. Кроме того, РФ является стороной Чикагской конвенции, Варшавской конвенции и Гвадалахарской конвенции, которые также регулируют деятельность авиаперевозчиков и связанных с нею информационных процессов. Исходя из этого ч. 5 ст. 18 закона "О персональных данных", которая вступает в силу 1 сентября и требует при сборе персональных данных граждан РФ обеспечить их запись, систематизацию, обработку, хранение с использованием баз данных, расположенных на территории РФ, не распространяется на авиаперевозчиков, их уполномоченных агентов и иных лиц в части обработки персональных данных пассажиров исключительно для целей бронирования, оформления и выдачи авиабилетов.

Именно для авиатранспорта возникли одни из самых серьезных рисков в связи с поправками, принятыми в окончательном варианте 31 декабря 2014 года. Авиакомпании, которые давно работают с глобальными системами дистрибуции (Global Distribution System, GDS), такими как Sabre, Amadeus, Apollo, Galileo и Horizon от SITA, в марте предупредили, что могут с 1 сентября остановить продажу билетов и выполнение перевозок. В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта поясняли, что GDS не успеют перенести базы данных к этому сроку.

Источник "Ъ" в крупной авиакомпании рассказывал, что американская GDS Sabre была не готова менять IT-архитектуру в связи с поправками: компании проще отключить местные авиакомпании от ресурса. Весной и летом Роскомнадзор и Минтранс провели несколько встреч с авиаторами, после которых напряженность спала, а в конце июля глава Минкомсвязи Николай Никифоров направил в Минтранс письмо о том, что авиакомпании под действие нового закона не попадают. Но про GDS в нем не упоминалось. Каких-либо нормативных актов по этому поводу также не выпускалось, сообщили "Ъ" в профильных ведомствах. Фактически разъяснение Минкомсвязи стало первым более или менее официальным сигналом, что отрасль может продолжить работать. Минтранс исходно выступал против помех для авиакомпаний и поддерживает решение Минкомсвязи. Как пояснил "Ъ" замминистра транспорта Валерий Окулов, чиновники не ждут, что GDS действительно будут размещать базы данных в России.

Участников рынка позиция Минкомсвязи успокоила, отмечает вице-президент SITA в России Дмитрий Краснов. "На данном этапе разъяснение вполне понятно, поэтому мы удовлетворены формулировкой",— пояснил он. Хотя сообщение на сайте не является документом, юристы считают, что им можно руководствоваться в работе, добавил топ-менеджер. В Amadeus также уверены, что Минкомсвязь своим разъяснением вывела из-под действия закона о персональных данных авиакомпании, агентства и GDS. В Sabre на запрос не ответили. В то же время источник "Ъ" на рынке уточнил, что разъяснение регулирует только деятельность по бронированию перевозочных документов. Но, например, Sabre и Amadeus также занимаются бронированием гостиниц и арендой автомобилей, поэтому "косвенный бизнес GDS потенциально находится под угрозой применения закона".

Остается и еще один риск: позиция Минкомсвязи не устраивает ФСБ, рассказал "Ъ" федеральный чиновник. В службе настаивают на хранении иностранными компаниями данных о гражданах РФ в стране. У этой идеи может быть и еще один сильный лоббист — госкорпорация "Ростех", которая на фоне возможных проблем GDS начала проект разработки отечественной системы бронирования билетов. Выведение GDS из-под закона о персональных данных фактически ставит перспективы проекта "Ростеха" под сомнение: ему придется на равных конкурировать с крупнейшими международными игроками, говорит источник "Ъ" в отрасли. В самой госкорпорации вчера не смогли пояснить, как изменение ситуации повлияет на ее проект.

Владислав Новый, Роман Рожков

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: персональные данные