Таможня заработает на посылках. За покупки в зарубежных интернет-магазинах дороже €22 предложено доплачивать €15

Как стало известно “Ъ”, совет Евразийской экономической комиссии рассмотрит новый, более жесткий вариант регулирования трансграничной интернет-торговли. Комиссия оценит целесообразность введения нового сбора в размере €15 на все посылки из-за рубежа дороже €22 и тяжелее 1 кг. Российские онлайн-ритейлеры считают, что новелла позволит «обелить рынок» и поможет им в конкуренции с AliExpress и eBay.

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сегодня обсудит регулирование импорта товаров, купленных физлицами в иностранных интернет-магазинах, рассказал “Ъ” источник, знакомый с ходом подготовки заседания. Вопрос о таможенных сборах в электронной торговле действительно стоит в повестке дня заседания, подтвердили в ЕЭК. «Говорить о том, что на нем будут приняты какие-то конкретные постановления или резолюции, нельзя: совет ЕЭК будет обсуждать ситуацию, а к какому решению придет и придет ли — говорить преждевременно»,— отмечает собеседник “Ъ”.

По информации “Ъ”, рабочая группа по вопросам электронной торговли подготовила два проекта решений совета. Первый предполагает освободить от таможенных платежей товары дешевле €22 и весом ниже 1 кг. Посылки, попадающие в диапазон €22–150 и 1–10 кг, потребуют уплаты сбора в размере €15. Наконец, за товары, стоимость которых более €150 и (или) общий вес превышает 10 кг, потребуют сбора в размере €15 плюс 30% от таможенной стоимости, но не менее €4 за 1 кг веса. Второй проект решения немного отличается от первого. Согласно этому варианту, товары с таможенной стоимостью до €150 и весом не более 10 кг будут облагаться сбором в €10. Если таможенная стоимость посылок превышает €150, а вес — более 10 кг, тогда сбор составит €10 плюс 30% от таможенной стоимости, но не менее €4 за 1 кг веса.

По данным East-West Digital News, в 2014 году около 15 млн россиян хотя бы раз делали покупку за рубежом через интернет. Почти половина, по информации GfK, совершали покупки в Китае. Количество международных почтовых отправлений (МПО) стремительно росло последние годы, свидетельствуют данные ФТС. В 2012 году было оформлено 20,4 млн МПО, в 2013 году — 37 млн, в 2014-м — 78 млн. В текущем году за январь—октябрь ФТС уже оформила 85 млн международных отправлений. По прогнозу Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2015 году количество посылок из-за рубежа вырастет на 35% и достигнет 105 млн штук. В денежном выражении из-за колебаний курсов валют и падения потребительского спроса трансграничная торговля вырастет на 15%, до 240 млрд руб.

Исполнительный директор АКИТ Артем Соколов отмечает, что предлагаемые размеры таможенных пошлин для стран ЕАЭС соответствуют мировой практике. «В Евросоюзе уже работает единая многоступенчатая система таможенных пошлин на пересылку товаров для личного пользования из-за границы. Если стоимость посылки превышает €22, уплачивается НДС. Его размеры составляют от 15% до 25% в зависимости от страны ввоза. Посылки со стоимостью более €150 облагаются не только НДС, но и ввозной таможенной пошлиной, которая в среднем составляет примерно 6%»,— рассказал господин Соколов. По его словам, установление новых пошлин в странах ЕАЭС будет способствовать «здоровой конкуренции отечественных онлайн-ритейлеров с зарубежными». «Трансграничные операторы предлагают более низкие цены, потому что пока освобождены от налогов и пошлин и не инвестируют в развитие собственной инфраструктуры в РФ»,— отмечает первый заместитель гендиректора ГК «220 Вольт» Леонид Довладбегян. Есть два способа уравнять позиции зарубежных и местных игроков: введение налогообложения для иностранных магазинов и регулирование барьеров беспошлинного ввоза, рассуждает гендиректор KupiVip Group Владимир Холязников. Принятие предложения ЕЭК в долгосрочной перспективе приведет к «обелению рынка», считает он. Но даже если эти новые пошлины будут введены, ряд крупных игроков будут затронуты этим лишь частично. Так, средний чек на крупнейшей в РФ китайской торговой площадке AliExpress составляет «несколько сотен рублей», оценивал гендиректор Ozon Дэнни Перекальски. В AliExpress от комментариев отказались.

Роман Рожков, Мария Коломыченко, Денис Скоробогатько, Владислав Новый

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: интернет-магазин