Tele2 переломил тренд

Абонентская база Tele2 впервые за год начала расти. По итогам III квартала 2015 г. количество клиентов компании увеличилось на 800 тыс. Выручка оператора за этот период снизилась на 4,2% год к году. В компании объясняют снижение изменением бизнес-модели – вместо голосовых услуг основным драйвером развития становится дата-трафик. При этом Tele2 продолжает политику активных инвестиций и надеется, что в ближайшем будущем это отразится на росте выручки.

Итоги III квартала ПАО "Т2 РТК Холдинг" (Tele2) подводит с оптимизмом. "Период снижения ряда финансовых и операционных показателей, вызванный процессом интеграции, активным строительством сетей 3G/4G и низким уровнем потребления мобильного интернета, заканчивается. Мы ожидаем их роста в будущие периоды", - заявил генеральный директор компании Михаил Носков.

Повод для оптимизма у оператора есть – его абонентская база впервые за год увеличилась. По итогам III квартала она составила 35,5 млн человек (рост год к году 0,4%), что на 800 тыс. больше, чем было во II квартале. Напомним, в первом полугодии количество абонентов оператора снижалось. До показателей прироста "большой тройки" "четвертому" оператору пока далеко, но в Tele2 называют этот рост "значительным". "Главное - мы переломили тренд по снижению абонентской базы", - заявил представитель компании Константин Прокшин. Падение базы в первом полугодии в компании объясняют тем, что в регионах, где Tele2 заместил "Ростелеком", не было продвижения. Первые запуски под новым брендом начались лишь во II квартале. Прирост абонентов связан с маркетинговой активностью в этих регионах (14 "перезапусков" под брендом Tele2 в III квартале), запуском сетей передачи данных (12 регионов в III квартале) и ростом подключений в ранее запущенных регионах.

Еще один повод для оптимизма – стабильно высокий уровень CAPEX, который демонстрирует компания в этом году. По итогам III квартала инвестиции Tele2 составили 8,9 млрд руб. Это почти в три раза больше, чем за аналогичный период 2014 г. Если сравнивать с предыдущими кварталами, объем вложений несколько снизился (9,4 млрд руб. было во II квартале и 10 млрд руб. – в I квартале). Тем временем Tele2 по-прежнему лидирует среди федеральных операторов по соотношению CAPEX к выручке - 37% в III квартале. Для сравнения, у МТС этот показатель составил 16,2%, у "ВымпелКома" - 17,5%, у "МегаФона" - 32,4%. "Tele2 не стала сокращать CAPEX в кризис, поскольку у компании запланирована и согласована с акционерами большая инвестиционная программа. Кроме того, как показывает рыночная практика, сокращение CAPEX в период кризисов приводит к потере позиций на рынке", - заявил Константин Прокшин.

Напомним, по итогам первого полугодия Tele2 по сумме капзатрат обогнал "ВымпелКом" - 19,4 млрд руб. (Tele2) против 16,8 млрд руб. ("ВымпелКом"). По итогам 9 месяцев представителю "большой тройки" удалось выправить ситуацию – "ВымпелКом" с начала года вложил 29,1 млрд руб., а Tele2 - 28,3 млрд руб.

Представители Tele2 заявляют, что соотношение CAPEX к выручке на уровне 35-40% компания намерена удерживать, как минимум, до конца года. Другое дело, что выручка этого оператора пока значительно ниже, чем у представителей "большой тройки". А по итогам III квартала компания продемонстрировала снижение по этому показателю год к году на 4,2% - до 23,9 млрд руб. Но это меньше, чем снижение по итогам II квартала – 7,1% год к году. Падение в компании объясняют сменой парадигмы потребления услуг связи – доходы от голосовых услуг падают, а от передачи данных растут. В случае с Tele2 голос падает так же, как у других операторов, а выручка от мобильного Интернета растет пока не так стремительно. "Вследствие того, что большая часть сетей 3G и 4G Tele2 была запущена в коммерческую эксплуатацию только во II и III кварталах 2015 г., рост выручки от передачи данных пока не может компенсировать падение голосовой выручки оператора", - пояснил Константин Прокшин.

Драйверами роста для компании в ближайшее время станет набор абонентской базы в Московском регионе (сеть оператора в столице запущена в эксплуатацию 22 октября 2015 г., см. новость ComNews от 22 октября 2015 г.), а также продвижение услуг скоростного мобильного Интернета, утверждают представители Tele2. В качестве стратегической цели компания обозначила увеличение числа активных пользователей мобильного Интернета.

EBITDA Tele2 по итогам III квартала составила 5,5 млрд руб. (снижение на 15,1% год к году), а рентабельность по этому показателю снизилась до 23,2%. Свободный денежный поток компании опять ушел в минус - 3,1 млрд руб. Напомним, что по итогам II квартала это показатель составил 4,7 млрд руб. также с отрицательным знаком. Эти непозитивные результаты компания объясняет масштабной программой строительства сетей 3G и 4G.

ARPU оператора по итогам III квартала составил 227 руб. (минус 6,4% год к году), MOU – 365 минут (на 8,1% меньше, чем год назад). Tele2 по-прежнему демонстрирует самый низкий уровень стоимости минуты разговора - 0,62 руб. по итогам III квартала 2015 г. Для сравнения, у МТС показатель APPM составил 0,88 руб., результат "ВымпелКома" - 1,03 руб. "МегаФон" эти данные не раскрывает.

Tele2 продемонстрировал улучшение динамики показателей – падение выручки замедлилось и начался рост абонентской базы, оценил отчетность Tele2 за III квартал аналитик Газпромбанка Сергей Васин. Он также отметил, что при этом оператор сохраняет низкий отток абонентов на уровне 8,3%. "Пока Tele2 демонстрирует слабые результаты по сравнению с другими операторами "большой четверки". Важную роль в относительно слабых результатах играет долговременное отсутствие у компании лицензий 3G/4G. Tele2 только разворачивает эти сети и потребуется время для восстановления темпов роста выручки", - сказал эксперт.

Финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин оценил отчетность Tele2 как "нейтральную". "Судя по всему, сокращение ARPU и операционной выручки является прямым следствием агрессивной ценовой политики оператора, в том числе в рамках экспансии на рынок Московского региона. Сокращение MOU, вероятно, обусловлено как переходом на новую методику расчёта, так и опережающим темпом роста абонентской базы владельцев смартфонов со сравнительно низким MOU и высоким потреблением услуги передачи мобильных данных", - сказал он.

По прогнозу Сергея Васина, в 2016 г. показатели Tele2 должны значительно улучшиться. "По результатам Tele2 за III квартал преждевременно судить об итогах объединения с "Ростелекомом", однако уже видны сильные позитивные тренды. Мы ждем результатов 2016 г., когда начнет появляться полноценный эффект от запуска сетей 3G/4G, а также от освоения московского рынка", - заявил аналитик Газпромбанка.

На рентабельность Tele2 негативно повлияли расходы на развертывание сети в Москве, считает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. По его прогнозу, ситуация должна выправиться в IV квартале, в итогах которого компания, в частности, отразит запуск московской сети. "Это добавит еще 300 тыс. клиентов, но ARPU начнет расти только в I квартале 2016 г., когда закончатся рекламные промо-акции", - считает эксперт.

Виталий Акимов

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: Tele2