Россия нарисовала себе цифру. Но сотовым операторам не удается на этом заработать

Россия наряду с Италией, Украиной и Испанией является лидером по уровню потребления цифровых технологий среди стран Европы, пришли к выводу эксперты A.T. Kearney. Впрочем, такое положение дел пока почти не сказывается на отечественных мобильных операторах, а основные преференции достаются интернет-компаниям.

О том, что Россия оказалась в числе лидеров по уровню потребления цифровых технологий, "Ъ" рассказал директор A.T. Kearney, руководитель практики по работе с телекоммуникационными компаниями Зорен Грабовски. Цифровой индекс России, рассчитанный A.T. Kearney, составил почти 45%. Выше индекс был у Украины и Италии (по 47%), среди лидеров также оказались Испания (45%), Германия (44%), Сербия (43%), Нидерланды и США (по 41%). Показатель учитывал количество использованного владельцами мобильных телефонов трафика, загруженных приложений (хотя бы одно за последние три месяца), число использованных приложений, в том числе для звонков, объемы покупок сим-карт или устройств online. По оценке A.T. Kearney, россияне тратили на цифровые продукты в среднем €40 по курсу 2014 года.

Исследование проводилось в сентябре--октябре в 20 странах Европы и в США. В online-опросе приняли участие 15 тыс. человек. В России больше, чем в среднем в Европе, загружали приложения (47% против 44%) и использовали их (52% против 41%), чаще звонили через приложения (67% против 57%). Общий уровень использования мобильного интернета и приложений в России был почти аналогичен европейскому (23% против 25%), но у нас меньше приобретали сим-карты и устройства online (34% против 39%).

Среди операторов наиболее высокий уровень использования цифровых технологий у абонентов МТС и "МегаФона": их индекс составил 48% и 46% соответственно. Индекс "Вымпелкома" равнялся 42%, "Т2 РТК Холдинга" (Tele2) — 43%. "Т2 РТК Холдинг" начал развивать сети 3G и 4G позже коллег по "большой четверке", сейчас такие сети действуют в 59 регионах страны, но в A.T. Kearney не видят здесь противоречия. "Так же, как и на Украине, где 3G начали массово внедряться только в этом году, а 4G нет до сих пор, среди абонентов "Т2 РТК Холдинга" смартфоны распространились достаточно быстро и абоненты привыкли подключаться к интернету через Wi-Fi дома или в кафе",— объяснил господин Грабовски. По мнению руководителя проектов A.T. Kearney Сергея Тарахнова, на результат повлияла и практика использования двух сим-карт.

Выводы A.T. Kearney подтверждает представитель интернет-мессенджера Viber Елена Грачева: "Россия входит в топ-3 стран по активности пользователей, по их количеству, по объему мессенджинга и звонков. Сейчас у Viber в нашей стране 50 млн зарегистрированных пользователей, из них половина активных".

Но пока высокие позиции России по уровню потребления цифровых технологий практически не сказываются на мобильных операторах в России, основную выгоду получают интернет-игроки, признают в A.T. Kearney. Чтобы исправить ситуацию, операторы должны либо сами стать поставщиками популярных мобильных сервисов, либо реализовать модель, в которой существующие поставщики будут делиться долей от выручки.

"Мы заинтересованы в создании экономической связи между стоимостью и объемом потребления, что выгодно и ОТТ-игрокам, и операторам, и абонентам (ОТТ — метод предоставления видеоуслуг через интернет.— "Ъ"). Это можно сделать за счет разделения доходов между операторами и поставщиками OTT-сервисов",— отметил представитель МТС Дмитрий Солодовников. Он напомнил, что оператор уже сотрудничает с Google по совместному продвижению приложений на смартфонах, сервисов поиска, продает набор облачных решений компании и подписку. В "МегаФоне" считают, что операторы должны сами стать поставщиками инновационных мобильных сервисов. Исполнительный вице-президент по стратегии и развитию бизнеса "Вымпелкома" Александр Поповский говорит, что они рассматривают интернет-игроков как партнеров, "в коллаборации с которыми можно и сохранить клиентов, и приумножить выручку". В "Т2 РТК Холдинге" считают более выгодным сотрудничество с интернет-компаниями, нежели борьбу с ними.

Анна Балашова

Рубрики: Мобильная связь

Ключевые слова: мобильные операторы, сотовая связь, мобильный контент