Миллионы на снимках. Как стартап Lobster поможет жителям соцсетей заработать на своих фото и видео

Российско-британский стартап поможет любителям Instagram, Facebook, Flickr и других соцсетей продать свои фотографии и видео профессиональным медиа. Цена невысокая — от $2,25 за штуку, но рынок оценивается в миллиарды.

Российско-британский стартап Lobster развивает сервис, благодаря которому пользователи соцсетей смогут продавать свои фотографии и видео, а медийные агентства получат легальный доступ к пользовательскому контенту по низким ценам (от $2,25). Проект уже собрал около $225 тыс. инвестиций, но пока не набрал большую базу активных пользователей и покупателей контента. Потенциальные клиенты считают, что успех проекта сильно зависит от удобства поиска и использования, и сомневаются, что хорошие фотографии можно купить за $2,25.

Как пользователь пользователю

Идея создания компании Lobster пришла Ольге Егоршевой во время работы в DHL Global (менеджер по стратегическому развитию в России). «Я постоянно сталкивалась с тем, что хороших, легальных и недорогих картинок нет», — рассказывает она в интервью РБК. В фотобанках картинки были, по ее словам, однотипными и часто очень дорогими — до нескольких сотен долларов за фотографию. С той же проблемой сталкивались и два других основателя Lobster — бывшие сотрудники Abbyy Мария Ионцева (отвечала за юзабилити продуктов) и Андрей Дмитриев (глава группы тестировщиков Lingvo). «Вместе мы задались вопросом: почему нельзя позволить другим людям легально использовать миллиарды фотографий, которые пользователи постят в соцсетях?» — говорит Егоршева.

Получив положительные отзывы на свою идею от знакомых из медиаиндустрии, в 2013 году основатели начали работать над базовой версией сервиса для легальной продажи фотографий из соцсетей. Сейчас пользователи Lobster регистрируются на сайте через один из аккаунтов в соцсетях — Instagram, Facebook, Flickr или YouTube (после регистрации можно подключить все аккаунты). Зарегистрированный пользователь ставит галочку в графе «продавать весь контент» (и тогда все его фотографии загружаются в общую базу Lobster) или может вручную отметить фотографии, которые хотел бы продать. Фотография сразу становится доступной в максимальном разрешении, в котором ее загрузил автор. Кроме того, Lobster автоматически собирает по соцсетям фотографии, отмеченные хэштегом #ilobsterit, и делает фото и видео доступными для продажи. Платформа сама формирует описание фотографий на основе метаданных из соцсетей (хэштегов, комментариев, геолокации, даты съемки, разрешения и пр.). На все фотографии и видео устанавливается цена около $2,25, но в будущем цены будут ранжироваться в зависимости от популярности фотографа и качества фотографии.

Потенциальный покупатель, заходя на сайт Lobster, видит самые популярные категории фотографий и видео, а также может использовать поиск по ключевым словам (на английском). При выборе картинки он видит ее цену и ссылку, по которой фото можно сразу же оплатить через PayPal.

Главное конкурентное преимущество Lobster, по словам его основателей, — в том, что платформа не требует установки новых мобильных приложений. «Нам не нужно привлекать сотни миллионов пользователей — их уже привлек Instagram, — объясняет Егоршева. — Мы не конкурируем с Instagram, поэтому можем партнериться, мы не храним фотографии у себя на сервере, поэтому можем миллионы фотографий иметь у себя в базе данных». Такая система, по ее словам, удобна для всех: автор фотографии или видео может заработать, не прилагая для этого никаких усилий, платформа легко масштабируется, а покупатель получает возможность легально приобретать фото и видео из нескольких соцсетей одновременно.

Почему Лондон

Стартап сразу решили ориентировать на международный рынок, потому что в России культура покупки легального контента — будь то музыка, видео или фото — пока не прижилась, говорит Егоршева. В качестве места для запуска выбрали Лондон, где на тот момент уже обосновалась одна из основателей — Ионцева. «В Англии очень хорошая визовая и налоговая поддержка предпринимательства: при определенном объеме инвестиций — либо £200 тыс. из любого источника, либо £50 тыс. от некоторых акселераторов — можно получить визу предпринимателя на три года. Потом она еще продлевается, можно получить вид на жительство и вести собственный бизнес», — объясняет Егоршева.

В январе 2014 года Lobster прошла отбор в акселератор Wayra UK и получил первый транш инвестиций ($51 тыс. — кэш, $24 тыс. — сервисы). Директор акселератора Гэри Стюарт познакомил основателей с фотохостингом Flickr, который стал одним из крупнейших партнеров стартапа. «Они начали работать вместе, чтобы пользователи Flickr могли продавать свои фотографии через Lobster, — рассказал Гэри Стюарт РБК. — Это создало бы новый способ монетизации, особенно для тех, кто делает массу фотографий и следит за их качеством». В феврале 2015 года Lobster собрала около $150 тыс. в первом же раунде инвестиций — 80% вложил калининградский венчурный фонд SmartHub, остальное — несколько российских бизнес-ангелов. «Это была очень ранняя стадия инвестиций, мы больше опирались на те устремления, которые продекларировала команда Lobster», — вспоминает управляющий партнер SmartHub Богдан Яровой. На эти деньги компания разработала улучшенный поиск фотографий, подключила функцию продажи видео с YouTube и сделала масштабирование, чтобы платформа могла выдерживать большой наплыв пользователей.

От съемки до дохода

Потенциальный объем рынка Lobster оценивает в $2 млрд, по всей видимости, предполагая, что продаваться будет около 1 млрд единиц фото и видео — приблизительно столько фото пользователи Instagram опубликуют в 2015 году. Покупателями фотографий и видео должны стать сами пользователи (на $800 млн), рекламные агентства ($700 млн), а также пресса и профессиональные блогеры ($500 млн). «Для СМИ выгода в первую очередь в том, что это user-generated контент, который поступает в реальном времени, например с митинга, карнавала, это фотографии людей, которые можно моментально покупать и публиковать в качестве иллюстрации к тексту», — считает Егоршева.

Сейчас у Lobster 3,5 тыс. активных пользователей и 1,2 млн фотографий, готовых к продаже, но возможности сервиса больше, утверждает Егоршева: потенциально ему доступна база контента, которая насчитывает более 37 млрд фотографий и видео. По словам Егоршевой, пользователи уже совершили несколько сотен покупок от одной до десяти фотографий за раз, но появляются и первые более крупные клиенты, которым нужно покупать фотографии регулярно в количестве от 200 штук. Покупку можно оплатить кредитной картой: в этом случае автору моментально начисляются средства на счет в PayPal (если счет не открыт, то приходит уведомление с просьбой завести аккаунт в платежной системе). Сейчас 75% от стоимости фотографии идет пользователю, 25% забирает себе Lobster. Крупные соцсети пока ничего не получают — возможно, их подключат по той же схеме позднее.

В ближайшее время Lobster собирается ввести функцию подписки — чтобы за ежемесячную плату предоставлять клиенту доступ ко всей базе фотографий с определенными условиями. Пока в числе клиентов компании — стартапы, небольшие агентства, мобильные приложения, которые используют большое количество пользовательского контента, а также медиапортал Mashable (покупок не делал). Кроме того, Lobster обсуждает возможность интегрироваться с крупными компаниями — такими как облачный сервис Wix или платформа для онлайн-презентаций Prezi, чтобы их пользователи могли покупать картинки. «Мы хотим построить супермаркет хендмейд-контента, который делают реальные люди и где вы можете искать все что угодно по любым крупным соцсетям, — говорит Егоршева. — Хочется, чтобы это было место, про которое вы думаете, когда вам нужно лицензировать контент — фото или видео — для своей работы».

Наталья Суворова

Тематики: Web

Ключевые слова: веб-сервис, социальные сети