Mobile Monday вынес вердикт WAP

Вчера, 16 апреля, в Петербурге прошла очередная встреча Mobile Monday St. Petersburg. Основной тематикой мероприятия стало обсуждение проблем и перспектив развития WAP-интернета в России. C докладами выступили представители компаний контент-провайдера и агрегатора I-free, справочника Yellow Pages и московского проекта WAPstart.ru.

Открыло мероприятие выступление представителя компании I-free Павла Матвеева, посвященное развитию WAP в России. В начале своего доклада господин Матвеев отметил 2 основные проблемы, которые возникали с самого старта WAP в России: техническая неграмотность пользователей терминалов и проблемы настойки мобильных телефонов. И ту, и другую вынуждены решать сами операторы. Изначально телефоны настраивали для пользования WAP с помощью SMS-сообщений: абонент отправлял SMS на определенный номер, в ответ нему поступало сообщение с настройками. Но в данном случае операторы столкнулись с тем, что не все модели были в реестрах операторов – поэтому настроить их с помощью SMS было нельзя. Следующим шагом стала продажа уже настроенных под WAP терминалов. В 2006 году ситуация с настройкой улучшилась по сравнению с 2005 годом: если в 2005 году около 70 % продаваемых «трубок» поддерживали WAP, то в 2006 году этот показатель вырос до 87 %. Кроме того, более 50 % реализовывались уже с настройками WAP (в 2005 году этот показатель составлял 24 %).

Также Павел Матвеев рассказал о том, какой вид контента наиболее востребован абонентами. Так, согласно сообщенным им данным, самым востребованным является бесплатный контент, затем – развлекательный, 18+ и т.д. Самыми активными пользователями WAP являются мужчины (87 % ), причем наиболее активный возраст – от 18 до 24 лет. Большинству пользователей WAP-интернет необходим для общения, далее следует возможность скоротать время, а также поиск контента, реже всего WAP используют для поиска информации.

Докладчик определил 5 основных технологических проблем. Первая – преимущественное использование текстовой рекламы, т.к. другие виды рекламы дороги для рекламодателей, исключение составляют маркетинговые акции, нацеленные на определенную группу пользователей телефонов. Вторая проблема состоит в том, как раскрутить сайт без больших финансовых вложений: для WAP нет хороших поисковиков, т.к существуют определенные проблемы с индексацией – сайт кастомизируется под определенный телефон. Кроме того, среди проблем – сложность в ограничении территории, а также анализе трафика и перемещений пользователя по сайту. Последняя сложность – качество WAP-сайтов. В WAP-дизайн приходят, как правило, из web, а следовательно, мастера обладают другим менталитетом и не учитывают всех особенностей WAP-технологий.

Как отметил Павел Матвеев, кроме технологических существуют еще и идеологические препятствия. Прежде всего, крупные компании не используют WAP в своих маркетинговых акциях. С другой стороны абоненты зачастую не знают, как попасть куда-либо кроме портала оператора, который является предустановленной домашней страницей. К тому же операторы на данный момент не заинтересованы в развитии WAP как среды: они используют его ресурсы только для себя, стремясь к контролю трафика. Кроме того, содержание WAP-сайта не выгодно без использования существовующих на нем рекламных мест, однако сам сайт приходится раскручивать за счет внешних ресурсов. Также сдерживающим фактором развития WAP в России являются высокие цены на трафик.

По мнению г-на Матвеева, WAP до сих пор воспринимается в России как допуслуга: сотовая связь необходима в основном для того, чтобы говорить. WAP-интернет используется только тогда, когда нужно скачать игру или мелодию. Кроме того, до сих пор не преодолен стереотип «Зачем нужен мобильный Интернет, если дома есть компьютер?».

Докладчик рассказал о роли операторов и контент-провайдеров в развитии WAP в России. По его мнению, WAP на данном этапе уже стал основным средством доставки медиаконтента, поэтому и операторы, и провайдеры стремятся к концентрации и удерживанию абонентов в том числе с помощью WAP-продуктов. Это напрямую связано с увеличением количества WAP-порталов. Кроме того, операторы внедряют технологию WAP-click, позволяющую снизить расходы на трафик. Данная технология, по мнению г-на Матвеева, вряд ли перспективна и, скорее всего, не будет достаточно востребована. Это обусловлено тем, что ее использование доступно только с точки доступа WAP. В данный же момент многие абоненты знают, что для тог, чтобы снизить расходы на трафик, нужно установить в настройках точку доступа Интернет.

Что касается перспектив развития WAP в России, то в будущем, по словам Павла Матвеева, наиболее востребован будет rich-медиаконтент: радио, ТВ, видео, сериалы и т.д. Данный сегмент WAP уже сейчас показывает значительный рост, а в будущем, в связи с запуском сетей 3G будет развиваться еще быстрее. Для развития же WAP в сетях нынешнего поколения нужно понять, как заработать с его помощью деньги. На данный же момент, по мнению докладчика, этот вопрос остается открытым.

Вторым докладчиком стал представитель проекта WAPstart.ru Кирилл Рожковский. Его сообщение было посвящено тому, чем сейчас является WAP, а также необходимым условиям для его развития. Московский проект WAPstart.ru занимается разработкой и продвижением средств контакта с аудиторией при помощи мобильного интернета. Основные направления проекта - создание wap-порталов, адаптация уже существующих сервисов под дизайн и функционал wap-порталов, размещение рекламы на собственных порталах и порталах партнеров, а также создание новых сервисов для WAP.

Кирилл Рожковский высказал мнение, что WAP является седьмым медиа в истории человечества после печатной продукции, звукозаписей, кино, радио, телевидения и Интернета. По мнению г-на Рожковского, Мобильный Интернет по сравнению с остальными средствами медиа обладает некоторыми преимуществами. Кроме того, что с его помощью можно читать тексты и скачивать различный контент, в том числе музыкальный, слушать радио и смотреть ТВ и видео и использовать все возможности Интернета, WAP предполагает то, что пользователь всегда находится онлайн и его средство доступа в сеть постоянно при нем. Помимо этого в терминал уже встроен механизм оплаты, а также встроенная система для создания собственного контента (камера, диктофон и т.д.). Значительные преимущества дает также упрощенный ввод информации (например, словарь Т9) и возможность определения локального (географического) контекста. Таким образом, уникальность WAP в том, что это первое персонализированное медиа.

Докладчик отметил, что WAP обладает достаточным потенциалом для того, что стать более популярным и востребованным, чем web, однако для этого необходимы некоторые условия. Во-первых, нужно оптимизировать сервисы: их структура часто мигрирует из web, тогда как необходимы собственные сервисы, учитывающие условия среды. Так, целесообразно учитывать навыки работы абонента с терминалом, а также упрощать проверенные в web сервисы. Также для продвижения WAP можно использовать механизмы социальных сетей (сообществ абонентов): SMS, MMS и e-mail. Кроме того, упрощения и унификации требует и система аутентификации на WAP-порталах. На данном этапе очень многие WAP-сервисы требуют внесения логина и пароля, что увеличивает как количество кликов, так и трафик. В качестве одного из решений данной проблемы Кирилл Рожковский видит OpenID (децентрализованная система идентификации). Кроме того, для быстрого доступа к сервисам и ввода информации можно использовать 2D–коды: в частности, сфотографировав символ, в котором зашифрован адрес, можно сразу попасть на нужный сайт. Среди других факторов, влияющих на развитие WAP, было выделено использование локального (LBS и GPS) и поведенческого контекстов.

Третьим выступавшим стал гендиректор компании Yellow Pages Рик Мэйси, который представил свой проект, рассказал о маркетинговом исследовании, проводившемся для проверки базы данных проекта, а также о бесперспективности на данном этапе WAP-проекта. Так, если web-сайт yell.ru посещают около 15 тыс. пользователей в день, то аналогичный WAP-портал – только около 200.

Следующая встреча Mobile Monday St. Petersburg состоится только в мае этого года. В данный момент тема, которой будет посвящена встреча, еще не определена, поэтому организаторы предложили всем присутствующим принять участие в ее выборе.

Подробности

Международное сообщество Mobile Monday (MoMo) представляет собой некоммерческую организацию, куда входят профессионалы мобильной индустрии и основной целью которой является развитие бизнеса, налаживание сотрудничества между странами путем проведения регулярных неформальных встреч. Первые встречи специалистов в области мобильного контента и других современных медиа-областей в рамках проекта состоялись в 2000 году в Хельсинки. На сегодняшний день подобные мероприятия проходят уже в 21 стране Азии, Австралии, Европы и Северной Америки. В общей сложности в проект вовлечено 45 тыс. человек с планами их увеличения к 2007 году до 100 тыс. участников. Сегодня «Мобильные Понедельники» проходят в 25 городах, и к концу этого года ожидается, что в сеть будут входить уже 40 городов. Так, в мае этого года на Mobile Monday Global Summit было принято окончательное решение о запуске Mobile Monday в России, а вместе с ней и в Южной Корее, Бразилии, Индии, Кувейте, на Филиппинах и в Таиланде.

Идея проведения «Мобильных Понедельников» в Петербурге принадлежит руководству офшорной компании Arcadia Inc, а организацией мероприятия занимается оргкомитет российской конференции, посвященной мобильному контенту, Mobile VAS Conference. В Северной столице неформальные встречи в рамках проекта Mobile Monday St. Petersburg проходят с июня прошлого года.

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Интеграция, Маркетинг, Кадры, Web