Исследование российской блогосферы

Международное агентство по корпоративным и общественным связям Mmd Corporate, Public Affairs & Public Relations Consultants опубликовало специальный отчет о российской блогосферe. Целью исследования являлись помощь специалистам коммуникационной области в понимании тенденции развития блогосферы и содействие использованию блогов и блоггинг-технологий в качестве эффективного инструментария в профессиональной деятельности.

В основе отчета Mmd лежат результаты исследования, в ходе которого было опрошено более 150 журналистов и специалистов в области PR и маркетинга, а также проанализированы различные виды блогов с точки зрения использования их в качестве современных коммуникационных инструментов. В отчете рассматриваются основные механизмы воздействия  блогосферы на различные аудитории и обсуждается  роль, которую играют блоги в жизни медиа-сообщества и профессионалов в области связей с общественностью.

Региональный директор Mmd в странах СНГ Стивен Лок отметил: «Россияне, как правило, очень быстро принимают и используют новые технологии. Одним из доказательств этого служит быстрый рост и глубина проникновения российской блогосферы в жизнь бизнес-сообщества. Российские блоги политически насыщены, их можно назвать неуклюжими, энергичными, иногда бестолковыми, однако, все, или почти все они являются социальной «лакмусовой бумажкой» того мира, в котором мы живем. При правильной оценке, именно блоги являются наиболее показательной фокус-группой».

Исследование Mmd дает описание феномена блоггинга и оценку состояния блогосферы Рунета на основе статистических данных, собранных компанией Яndex. Напомним, что блог – это веб-сайт, организованный в виде дневника:
серии статей или заметок (постов, постингов), расположенных в обратном хронологическом порядке и написанных одним автором (иногда группой авторов), при этом читателям, как правило, предоставляется возможность оставить свои комментарии.

По подсчетам Яndex российская блогосфера насчитывает более 1 млн  блогов, половина из которых регулярно обновляется. Четырьмя ведущими хостинговыми платформами для блогов являются LiveJournal.com (228 тыс.  активных блогов), Liveinternet.ru (более 160 тыс.), Blogs.mail.ru (72 тыс.) и Diary.ru (более 44 тыс.). Еще одним важным параметром является доля новых постов в день, что показывает «интенсивность» жизни блогосферы по различным сегментам. Безусловный лидер по этому параметру – Livejournal (44,78% постов в российской блогосфере), а его ближайший конкурент – Liveinternet (19,98%). По результатам подсчета, проведенного системой Яndex, количество отдельных блогов составляет 4,5 тыс., и более 60% из них работают на движке WordPress. Типичный блоггер – это 21 летняя студентка, живущая в Москве, и круг ее читателей достигает примерно 24 человек.

Установить численность блогов, размещенные на  корпоративных сайтах,
несколько труднее, но согласно имеющимся данным, их число составляет в России от 50 до 100 блогов различного качества и популярности. Еще одно новое явление − «неофициальные» блоги, которые открывают компании за пределами своих доменов.

Как отмечается в исследовании Mmd, российская блогосфера развивалась по своему уникальному пути. значально она представляла собой полуэлитарный клуб, сосредоточенный вокруг одной хостинговой платформы – LiveJournal.com, а затем расширилась, и ее участниками стали «простые» пользователи Интернета. Сегодня российская блогосфера переживает множество перемен: она быстро растет, блоги в собственном домене становятся все более широко распространенным явлением, много споров вызывает контракт на обслуживание кириллического сегмента пользователей LiveJournal.com, заключенный недавно созданной российской компанией SUP Fabric, массу слухов порождают различные способы заработать деньги через блоги.

Одной из актуальных тенденций сегодняшнего дня становятся попытки использовать блоги как PR инструмент. Согласно данным исследования Mmd, порядка 80% журналистов хорошо знакомы с блогосферой, и более половины читают блоги регулярно и систематически. PR профессионалы, со своей стороны, также прекрасно осведомлены о возможностях блогосферы, но пока еще относительно редко включают блоги в число объектов своей работы. Несмотря на то, что к информации из блогосферы ее читатели в целом относятся с изрядной долей скепсиса, как правило, у каждого из них есть определенный список блогов, пользующихся гораздо большим доверием, чем аналогичный круг чтения в традиционных СМИ. Это особенно справедливо в отношении политической информации, требующей оценки, а не простого изложения фактов. Создаваемое в блогосфере доверие между ее участниками помогает также реализовывать такую совместную работу как сбор средств на благотворительные цели, и авторы полагают, что именно блоги стали одним из катализаторов развития благотворительности в России в последние 2-3 года.

В то же время, попытки использования этого доверия в рекламных или маркетинговых целях, как правило, весьма малорезультативны. В разделе рекомендаций, авторы исследования советуют коллегам по цеху быть более осторожными в выборе средств воздействия на блогосферу и опираться на этичные способы работы с сообществом блоггеров, позволяющие по-настоящему задействовать доверие между ними и способность к самоорганизации.

Тематики: Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: