Онлайн-сервисы подписок "по клику" проверят на соблюдение закона

Когда пользователь смартфона нажимает кнопку Play на сайте, он может незаметно получить платную подписку.

Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов просит Роскомнадзор и Роспотребнадзор проверить на соответствие закону сервисы подписок “по клику”, работу которых поддерживают операторы связи "большой тройки". Пользователь мобильного интернета, нажимающий на Play, чтобы посмотреть видео, может незаметно для себя получить подписку с ежедневной абонплатой. Даже если больше не заходить на сайт, деньги будут списываться. Пользователь, чаще всего, узнает об этом случайно, через несколько дней. Костунов направил запросы главам двух надзорных ведомств - Александру Жарову (Роскомнадзор) и Анне Поповой (Роспотребнадзор).

- На одной из встреч с избирателями поднимался вопрос о необоснованом списании со счетов мобильных телефонов. Выяснилось что с этой проблемой столкнулась почти половина аудитории, - рассказывает Костунов. - Несколько сотен рублей списывались со счета при простом клике на видеоролик. Люди в соцсети нажимали привычную кнопку "посмотреть видеоролик" или давали согласие, что им есть 18 лет. А оператор сотовой связи это действие трактовал, как добровольное желание платить каждый день по 100 рублей. В масштабах страны таким образом с пользователей списывают 20-30 млн ежемесячно. При этом даже SMS уведомления о списаниях не всегда приходят. Операторам это выгодно: списываемые средства делятся пополам между ними и теми, кто разместил завлекающую ссылку.

В своем письме Костунов напоминает, что существует технология Wap-click, которая позволяет оформить подписку на платный контент, без ввода данных пользователя. Чтобы оказаться подписанным на услугу, достаточно кликнуть на произвольную область сайта, - например, она может быть замаскирована под кнопку Play видеоплеера.

“В некоторых случаях, чтобы придать видимую законность своим действиям, распространители ссылок размещают малозаметный текст ”Нажатием на кнопку... вы соглашаетесь с условием подписки", - сообщает в письме Костунов. Как отмечает депутат, легкость распростронения подобных ссылок в соцсетях под видом обычных видеороликов делает эту технологию особо опасной, а ущерб - массовым.

Костунов объясняет, что специальный “скрипт” (программный код), установленный на сайте, определяет интернет-адрес посетителя. Если оказывается, что он принадлежит оператору сотовой связи, то пользователю показывают специальную страницу, созданную под конкретного оператора связи ("ВымпелКом", "МегаФон", МТС, Тele2 и др.). И в этом случае, если пользователь нажмет на кпонку ("Ок", "Далее", "Посмотреть", "Скачать" и т.п.), то подключается подписка на платную услугу. В качестве примера депутат упомянул сайты serialnoe.ru, megavidos.ru, smotrelka.net и другие.

- Появились сервисы, которые предлагают всем желающим получить такой скрипт. Его можно распространять в соцсетях. При этом часть денег, похищенных у доверчивых пользователей, будет поступать на счет распространителя. Чем-то это напоминает "МММ", - отмечает Костунов. - Наибольшие убытки терпят пользователи оператора "МегаФон": даже после списания средств абоненты не получают SMS-оповещение о платных подписках.

Представители "МегаФона" не ответили на запрос "Известий" по этому поводу.

Коустунов считает, что необходимо получать согласие абонента на подписку. Кроме того, у Роспортебнадзора должен быть простой механизм обратной связи.

- Например, предлагаю создать горячую линию, куда гражданин может быстро отправить ссылку на страницу мошенников. Закон уже сегодня позволяет штрафовать их на сумму до 10 тыс. рублей, - отмечает депутат.

Согласно закону “О связи”, для списания средств и оформления подписки, абонент должен выразить свое согласие путем совершения действий, позволяющих точно определить его личность и установить его волеизъявление. Однако контент-провайдеры, по словам гендиректора аналитической компании TelecomDaily Дениса Кускова, считают, что публикации предупреждения на сайте достаточно.

Коме того, в 2014 году вступили в силу поправки к закону «О связи», согласно которым оператор по запросу абонента обязан создать ему отдельный счет для оплаты контентных услуг от сторонних компаний. С этого счета невозможно списать деньги в долг: если на нем будет ноль, то подключить любую платную услугу будет невозможно. По словам Кускова, работники колл-центров "МегаФона" и МТС говорят абонентам, что включить “контентный счет” можно только при личной явке к ним в офис.

Официальный представитель Вымпелкома (бренд “Билайн”) Анна Айбашева заверила, что эта компания активно борется с мошенничеством контент-провайдеров.

- Реализация наших инициатив по борьбе с фродом (мошенничеством. - "Известия") дает хорошие результаты. В 2015 году суммы возвратов и моральных компенсаций клиентам по некорректным списаниям в сервисах контент-провайдеров снизились в 7,5 раз. Количество штрафов, выставленных контент-провайдерам, снизилось в 3,5 раза, - говорит Айбашева. - Мы запретили использовать на кнопке активации услуги значок Play, который вводит абонента в заблуждение.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников заявил, что у этой фирмы обращения абонентов по теме подписок через wap-click единичны.

- При оформлении любой подписки, в том числе, по wap-click, абонент МТС получает сообщение с информацией о стоимости услуг и о том, как отписаться. Мы также отправляем клиентам периодические напоминания о действующих подписках и список команд для управления ими, - объяснил Дмитрий Солодовников.

Денис Кусков уверен, что подобную подписку вообще надо запретить в России.

- Если не удастся этого сделать, надо обязать всех операторов отправлять SMS оповещение о подключенной услуге или с вопросом, действительно ли абонент хочет подключить ее, - резюмировал эксперт.

В Роскомнадзоре сообщили, что проанализируют запрос депутата и ответят в установленные законом сроки. В Роспотребнадзоре комментария не предоставили.

Владимир Зыков

Тематики: Мобильная связь, Регулирование, Web

Ключевые слова: веб-сервис, мобильное мошенничество