«Ростелеком» займется космической съемкой

«Российские космические системы» и «Ростелеком» сформировали СП для продвижения отечественных продуктов дистанционного зондирования Земли.

«Ростелеком» и «Российские космические системы» (РКС) создали совместную компанию для продвижения геоинформационных сервисов. Об этом «Известиям» сообщил генеральный директор РКС Андрей Тюлин.

— Новое СП займется созданием отечественных продуктов и услуг на основе данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), результатов их обработки и геопространственной информации с использованием высокоточного навигационного сигнала, — рассказал Тюлин. — Планируется, что совместное предприятие будет предоставлять широкую линейку интегрированных геоинформационных и навигационно-информационных услуг и сервисов, в том числе отраслевых решений для всех ключевых секторов экономики в сегментах B2B, B2G и отдельных решений в сегменте B2C. Ожидается, что совместный проект также простимулирует развитие рынка геопространственных услуг и отечественной инфраструктуры пространственных данных.

По словам главы РКС, СП станет провайдером отраслевых геоинформационных сервисов для корпоративных и государственных клиентов, например, в сфере сельского хозяйства, добычи природных ресурсов, строительства и многих других.

В широком доступе продукты нового СП окажутся благодаря сайту «Спутник», который предложит картографический сервис на основе данных российских спутников ДЗЗ. Разработка сервиса начнется после создания совместного предприятия и урегулирования вопросов передачи авторских прав.

Название СП пока не утверждено. Предприятие формируется на основе ростелекомовской «дочки» «Телеком-3», 50% долей которой выкупил РКС.

Руководитель направления по продвижению сегмента B2B/B2G департамента внешних коммуникаций «Ростелекома» Ирина Жаброва заявила, что компания видит значительный потенциал развития рынка геоинформационных сервисов и планирует их развивать совместно с РКС.

Основным материалом для продукции нового СП станут снимки со спутников российской орбитальной группировки ДЗЗ. Она была сформирована в последние годы, в ее основе аппараты «Ресурс-ДК1», «Ресурс-П» (3 спутника) и «Канопус-В». «Ресурсы-П» — это современные и функциональные аппараты, способные делать высокодетальную съемку земной поверхности с разрешением 70 см в монохроматическом режиме и не хуже 3–4 м в пяти спектральных полосах.

Аппараты «Ресурс» задействованы в основном госорганами — снимки с них заказывают и бесплатно получают МЧС, Минсельхоз, Минприроды и др. (в необработанном виде). Частный пользователь сегодня может обратиться в структуру РКС — Научный центр оперативного мониторинга Земли (НЦ ОМЗ) — и заказать снимки только с «Ресурса-ДК1», самого старого аппарата группировки, чьи характеристики заметно ухудшились за долгий срок его службы (с 2006 года). Такая ситуация до сих пор заставляла частные компании, использующие спутниковую съемку (тот же «Яндекс»), обращаются к частным компаниям, таким, например, как «Сканэкс» или «Совзонд» — эти провайдеры предлагают съемку Земли не только с российских, но и с иностранных космических аппаратов.

Идея нового СП — предоставить госорганам и частным компаниям сервис современного уровня.

— Ключевой вопрос для функционирования нового СП — выстраивание отношений с госорганами, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. — Если им по-прежнему будут предоставляться данные бесплатно, это не позволит сформировать нормально функционирующий рынок продуктов ДЗЗ в стране. Нужно стремиться к более современной модели отношений, когда госорганы будут за продукты ДЗЗ платить. К дополнительным затратам это не приведет: деньги всё равно бюджетные, их можно выделять на содержание спутников, а можно давать ведомствам, чтобы они закупали данные ДЗЗ. Появляются деньги — появляется ответственность исполнителя, создается конкурентная среда, ведь ведомство может заказать и частной компании, если наши не способны предоставить продукт надлежащего качества. Тогда возникнет рынок — и отрасль ДЗЗ у нас наконец начнет развиваться. До сих пор этого не происходило как раз из-за того, что основной объем продукции распределялся бесплатно.

Иван Чеберко, Владимир Зыков

Тематики: Фиксированная связь, Оборудование

Ключевые слова: Ростелеком