Операторы, OTT и дата-центры: вместе нельзя врозь. «Российский день IPv6» в Петербурге

На днях в Центральном музее связи им. Попова в Петербурге прошла конференция «Российский день IPv6», организованная компанией MSK-IX при поддержке «Технического центра Интернет» и собравшая более 200 человек — экспертов по программным решениям и сетевой инфраструктуре. В рамках мероприятия состоялся круглый стол, посвященный взаимоотношениям телеком-операторов, дата-центров и поставщиков OTT-сервисов в современных условиях. SpbIT.ru представляет обзор мнений участников круглого стола.

Напомним, что, IPv6 — новая версия интернет-протокола с длиной адреса 128 бит, которая сегодня набирает популярность, вытесняя стандартный IPv4. Посвященная этому протоколу конференция проводилась в Петербурге уже шестой раз. Помимо круглого стола, в программу мероприятия «Российский день IPv6» 2016 года вошли выступления менеджера по региональному развитию MSK-IX Константина Степанова «MSK-IX в Санкт-Петербурге: новые курсы», директора по внешним связям RIPE NCC в Восточной Европе и Средней Азии Максима Буртикова «Взгляд на IPv6 в России», руководителя проектов DNS в MSK-IX Павла Храмцова «Актуальные вопросы безопасности DNS», ведущего аналитика «Технического центра Интернет» Александра Венедюхина «IPv6 и DNS», ведущего специалиста по ИБ компании Cisco Василия Томилина «IPv6 в локальных сетях - возможные атаки и защита от них» и регионального директора Fortinet Михаила Родионова «Защищенные операторские сети».

«День IPv6» в Северной Столице посетило около 200 человек

Взгляд из дата-центра

На круглом столе «Развитие бизнеса в современных условиях. Телеком, датацентры и ОТТ» обсуждались актуальные вопросы и проблемы отрасли, в частности, движение в сторону потребителя.

Коммерческий директор дата-центра Stack Data Network Евгений Малиновский пригласил к сотрудничеству операторов связи, бизнес и государственные компании. Дата-центр SDN уровня надежности TIER3, запущенный два года назад, уже поднялся на 34 место в рейтингах ЦОДов России. «Любой дата-центр предназначен для простых вещей: мы хотим освободить бизнес и государственные компании от непрофильных затрат, таких, как приобретение и обслуживание оборудования, обеспечение климатики, бесперебойного питания. Это то, мы делаем хорошо», — прокомментировал спикер.

Коммерческий директор дата-центра «Миран» Вячеслав Волков отметил важнейшую проблему, касающуюся всех предприятий, потребляющих электроэнергию в промышленных масштабах. Это, соответственно, подорожание электроэнергии, которая для  ЦОДа является одной из главных составляющих бизнеса. По данным спикера, подорожание с марта 2015 года (то есть чуть больше, чем за год) составило 55%.

Провайдеры контента об инновациях

Компания MSK-IX, по словам ее директора по продажам Евгения Морозова, состоит из нескольких сотен подключенных к точке обмена трафиком участников и сегодня сохраняет свою позицию нейтральной инфраструктуры для оказания услуг. Участники MSK-IX используют имеющиеся у них порты подключения для целого ряда дополнительных сервисов вроде защиты от DDos-атак.

Сегодня компания плотно занимается услугой медиа-логистики — доставкой ТВ-каналов операторам IPTV, причем с использованием не спутниковых, а наземных каналов доставки сигнала, что позволяет повысить ее надежность и скорость. «Доставка любого цифрового сигнала - это не просто канал точка-точка. Когда мы говорим о ТВ, здесь возникает огромное количество дополнительных сервисов, которые должны обеспечивать стабильность и контроль качества. Поэтому основной упор мы делаем на системе мониторинга, на качестве и на максимально доступном битрейте всех транслируемых каналов», — добавил Евгений.

Участники круглого стола: Евгений Морозов (MSK-IX),
Евгений Малиновский (Stack Data Network) и Павел Поздняков («Иновентика»)

Павел Поздняков, коммерческий директор ИТ-оператора «Иновентика», рассказал об опыте своей компании, направления деятельности которой — телеком, облачные сервисы (хостинг, виртуальные машины), защита от DDos-атак и производство софта. Основное внимание сегодня оператор уделяет развитию защищенных облачных сервисов, созданных на базе собственных решений. Еще одной ближайшей перспективой является доработка платформы для массового сегмента — чтобы абонент, заходя на сайт, мог самостоятельно и быстро получить услугу, без участия персонала «Иновентики»: автоматически будет выделяться инфраструктура, выставляться счета и т. д. Компания предоставляет сервисы как собственным конечным абонентам (B2B, B2C, B2O, B2G), так по партнерским схемам — операторам связи, дата-центрам и т. д. В рамках защиты персональных данных как услуги она первой в России стала предоставлять хостинг ИСПДн (по требованиям 152-ФЗ).

Николай Красько, технический директор SPB TV, говоря о проблемах отрасли, заметил, что потребление видеоконтента окончательно перешло из офлайна (например, DVD-диски) в онлайн. В России же из-за нестабильной экономической ситуации возросла плата за контент правообладателям. В то же время законодательство обязывает операторов показывать бесплатно каналы 1-го и 2-го мультиплексов, и, по некоторым исследованиям, до 25% абонентов готовы отказаться от платных сервисов в пользу бесплатных. Это приводит к тому, что OTT-сервисы начинают искать либо новые рынки (это не очень просто в условиях санкций), либо новые методы монетизации. В связи с этим SPB TV запускает новую платформу с упором на монетизацию рекламы, в том числе таргетированной. Кроме того, данная платформа позволяет запускать дополнительные сервисы для различной аудитории и с различными способами монетизации.

Напомним, что SPB TV (на рынке с 2008 года) — производитель решений по доставке ТВ-контента: как VoD, так и живых каналов на любые типы устройств. В направлении B2C компания располагает 50 млн пользователей по всему миру. В направлении B2B она предоставляет платформу поставщикам контента.

Участники круглого стола: Дмитрий Петров («Комфортел»),
Владимир Кузнецов («Телеум») и Вячеслав Волков («Миран»)

Владимир Кузнецов, представитель проекта «Телеум», объявил о последнем новшестве среди сервисов, предоставляемых компанией: телефония, доступ к которой сделан максимально комфортным, простым и быстрым. «Приближение пользователя к компании — то есть чтобы ваши услуги можно было купить за 1-2 клика - тренд будущего года. Нужно сделать ту невидимую подготовительную работу, после которой пользователю останется только кликнуть». Компания разработала мобильное приложение, с помощью которого можно подключить телефонный номер или АТС, настроить переадресацию звонка и т. д.

Дело – «труба»

Наконец, генеральный директор оператора связи «Комфортел» Дмитрий Петров высказался о самом, пожалуй, наболевшем вопросе: с тех пор, как большинство сервисов стремительно уходит в сеть (OTT), операторы остаются перед перспективой снова стать «просто трубой». По мнению спикера, такая ситуация закономерна, но причин для паники нет. Поставщики OTT-сервисов выигрывают тем, что они не ограничены инфраструктурой и регулированием,  могут сосредоточиться только на сервисе, имеют предельно широкую аудиторию. Операторам же, как владельцам сети, через которую эти сервисы доставляются абонентам, в первую очередь им нужно сосредоточиться на надежности и отказоустойчивости, масштабируемости и производительности этой сети. Например, размещать основные узлы в дата-центрах, где есть необходимая инфраструктура.

«Каждый должен заниматься своим делом. Оператор по факту должен быть однозначно «трубой», и главный фокус его деятельности должен быть именно там. Но это не означает, что нужно упускать прибыль: оператор должен взаимодействовать с OTT-сервисами, обеспечивать им максимальный уровень качества. И в таком симбиозе я вижу будущее», - резюмировал Дмитрий.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Web

Ключевые слова: операторы связи, дата-центр