Петербург – лидер по онлайн-платежам. Яндекс.Деньги поделились статистикой

Популярность платежных карт растет с каждым днем и, казалось бы, скоро наступит их избыток. Однако этот сегмент рынка все еще имеет потенциал роста. Финансовые организации в борьбе за внимание клиентов изобретают новые тарифы и маркетинговые ходы. Обо всем этом, с региональным акцентом, эксперты Яндекс.Денег недавно рассказали петербургским журналистам.

Российскому безналу далеко до европейского… пока

Кэшбек, начисление процентов на остаток, ко-брендовые карты и прочие приятные бонусы, сопровождающие безналичные платежи сегодня, - все это приводит к тому, что у среднестатистический пользователь становится обладателем сразу нескольких карт разных банков. Темп роста их эмиссии значителен, однако говорить о полном отказе от «физических» банкнот пока не приходится – заявляют в Яндекс.Деньгах. По данным компании, в России 68% платежей все еще совершаются наличными. Для сравнения, в развитых странах Европы эта доля составляет в среднем 10%, а в Швеции - и вовсе 2%. Некоторые аналитики утверждают, что через несколько лет шведам удастся и вовсе избавиться от наличных средств.

С 2010 по 2017 годы оборот наличных средств в России сократился всего лишь на 23%, однако аналитический центр НАФИ рассчитывает на относительно большой прирост доли безналичных платежей (порядка 25-30%) в 2017-2018 годах. Одним из драйверов ожидаемого роста является популярность таких сервисов как Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay, а также рост количества смартфонов в целом.

 

 

Пластиковые карты на сегодняшний момент являются основным платежным средством, их применяют 49% респондентов в СЗФО. Следующими по востребованности идет интернет-банкинг («Сбербанк Онлайн», «Тинькофф Банк», «Альфа-Клик» и другие), а замыкают эту тройку электронные кошельки (Яндекс.Деньги, Webmoney). Если же сравнивать платежные онлайн-сервисы, то в этом сегменте с большим преимуществом лидирует «Сбербанк Онлайн», которым пользуются 60,2% респондентов, за ним - Яндекс.Деньги с 17% и Webmoney с12%.

Яндекс. Деньги остается самым популярным электронным кошельком в Рунете: в его активе 34 млн кошельков по всему миру, до 2,5 млн транзакций в день, а также 600 тысяч выпущенных пластиковых и 11 млн виртуальных карт.

Виртуальные карты широко востребованы в нише e-commerce из-за относительно большей безопасности при покупках в интернет-магазинах: например, покупая на незнакомой площадке, пользователю не нужно вводить данные своей основной карты. Выпуск виртуальной карты не занимает много времени, а начислить туда можно ровно столько, сколько нужно для покупки.

К слову, в СФЗО, как и в России в целом, платежи в интернет-магазинах занимают вторую позицию среди адресатов оплаты, на первом же месте стоит оплата сотовой связи. Далее – денежные переводы, коммунальные платежи и различные билетные сервисы.

 

 

Санкт-Петербург занимает второе место среди регионов России по динамике роста онлайн-платежей: за год траты горожан в сети выросли в 2,3 раза. Лидером здесь ожидаемо остается Москва. По размеру среднего чека и числу платежей распределение мест аналогичное: за Москвой с небольшим отрывом следует Северная Столица.

В то же время, Петербург стал первым российским городом, в котором появилась возможность оплатить проезд в общественном транспорте банковской картой или смартфоном. Москва освоила этот инструмент немного позже.

Оплата телефоном с NFC уже не шокирует продавцов

Объем мобильных платежей в целом растет с огромной скоростью: 68,3% респондентов совершают платежи онлайн с мобильных устройств. Например, для того, чтобы пополнить счет мобильного телефона, абоненты используют приложение в два раза чаще, чем мобильную версию сайта.

 

 

Связано это с тем, что мобильные банковские приложения более адаптированы под продажу и более подстроены под нужды клиента – иными словами, они и проще, и удобнее. Оплата сотовой связи является превалирующей в мобильных платежах, на втором месте - денежные переводы. Самые популярные методы оплаты – «Сбербанк Онлайн», «Яндекс.Деньги», банковские карты.

Доля использования бесконтактных платежей неуклонно растет: теперь для покупки в магазинах требуется меньше действий и, следовательно, времени - а уж если смартфон поддерживает технологию NFC, то и необходимость носить с собой пластиковую карту исчезает. По мнению представителей Яндекс.Денег, смартфон - не только более удобный способ хранения всевозможных банковских карт, но и более безопасный.

 

 

Тем не менее, на территории СЗФО пока лишь около 9% респондентов использует бесконтактную технологию, поскольку, как известно, Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay были анонсированы лишь чуть более года назад.

Самые популярные места где петербуржцы применяют для оплаты смартфоны с NFC-чипами, - это рестораны, кафе, АЗС и… петербургское метро.

Карты уходят в виртуал

«Бесконтактные технологии меняют способ взаимодействия с банковскими продуктами: если раньше при этом главным атрибутом была пластиковая карта, то 2017 году тренд изменился в сторону виртуальных карт», - считают эксперты.

 

 

Как уже говорилось, в системе Яндекс.Деньги выпущено уже около 11 млн виртуальных карт, и темпы их эмиссии продолжают расти. Основные места, где потребители производят оплату такими картами, - это супермаркеты и онлайн-магазины.

Лайфхак: если вы забыли кошелек дома, но смартфон под рукой - можете за несколько кликов выпустить карту, добавить ее в платежное приложение и сразу расплатиться на кассе.

Автоплатежи: тренд для забывчивых?

 

 

В мире, окруженном огромным потоком информации, сложно помнить о всех бытовых, обыденных мелочах. Если лет 15 назад для того, чтобы оплатить даже самую ординарную мобильную связь, нужно было идти в салон связи, заполнять бланк и ждать начисления денежных средств, то сейчас можно пополнять любые абонентские счета не только не выходя из дома, но и не совершая вообще никаких действий - подключив один раз автопополнение счета. Уже не случится ситуации, когда в один момент интернет-провайдер потребует оплаты или телефон будет заблокирован из-за недостатка средств.

Помимо сотовой связи и услуги доступа в Интернет, популярность набирает автооплата услуг ЖКХ. Таким образом, про часть забот, вроде оплаты электричества или домашнего телефона, можно забыть.

Резюме

Став частью повседневной жизни, онлайн-платежи, как и лежащие в их основе технологии, активно развиваются. В будущем стоит ожидать таких инструментов оплаты, как биометрия и QR-коды.

Онлайн-платежи продолжат интеграцию в соцсети и привычную для пользователей среду обитания.

 

 

 

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Маркетинг, Финансы, Web

Ключевые слова: платежные системы, исследование рынка, Яндекс.Деньги