Заблаблакированный сервис. «Комьюто Рус» пытается снять запрет на публикации BlaBlaCar

Популярный в России сервис организации совместных поездок (райдшеринг) BlaBlaCar может быть заблокирован Роскомнадзором по требованию прокуратуры Тимашевского района Краснодарского края. Надзорное ведомство считает, что сервис способствует незаконному предпринимательству. Районный суд удовлетворил заявление прокуратуры, но ООО «Комьюто Рус», российский оператор сервиса BlaBlaCar, обжалует это решение в апелляции. Дата слушания пока не назначена.

Как стало известно “Ъ-Юг”, ООО «Комьюто Рус», российский оператор сервиса BlaBlaCar, обжалует решение Тимашевского районного суда Краснодарского края, который 12 сентября признал запрещенными сведения о совместных поездках на автотранспорте (райдшеринг), распространяемые на сайте www.blablacar.ru. Дата слушания в апелляции еще не назначена. Если решение Тимашевского райсуда вступит в силу, Роскомнадзор обязан будет заблокировать доступ к ресурсу на всей территории России.

Компания BlaBlaCar была основана в 2006 году в Париже, услугами сервиса пользуются 50 млн клиентов в 22 странах, в России сервис существует с февраля 2014 года. С жалобами на деятельность сервиса в прокуратуру обратилась ассоциация «Региональный автотранспортный союз (РАС)», которая сочла, что он способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. В свою очередь заявление по поводу деятельности BlaBlaCar в августе этого года подала в суд Тимашевская районная прокуратура, которая указала на то, что сервис предоставляет информационные услуги лицам, осуществляющим коммерческие перевозки без разрешения. По данным “Ъ-Юг”, в крае к административной ответственности уже привлечено несколько водителей, предлагавших свои услуги на сервисе BlaBlaCar.

Руководитель Центра правовой поддержки РАС Алексей Дынько рассказал “Ъ-Юг”, что сервисом активно пользуются таксисты-нелегалы, в том числе владельцы микроавтобусов и автобусов. По его информации, некоторые водители делают по два-три рейса в день, что не подпадает под понятие райдшеринга. По данным РАС, с появлением BlaBlaCar на региональном рынке объем перевозок междугородным автотранспортом упал на 15–20%. «Нелегальные пассажирские перевозки на попутках существовали всегда и не оказывали существенного влияния на трафик, но с появлением BlaBlaCar в тень ушла значительная часть пассажиропотока»,— рассказал Алексей Дынько. Согласно его данным, количество предложений по популярным направлениям в крае сопоставимо с объемом перевозок автобусами в легальном секторе. «Государство в этой ситуации не контролирует ни состояние транспорта, ни самого водителя, а нелегальные поездки представляют угрозу безопасности РФ, жизни и здоровью ее населения, так как могут использоваться криминальными структурами, в том числе террористами»,— считает Алексей Дынько.

В ООО «Комьюто Рус» “Ъ-Юг” сообщили, что компания не была извещена о процессе в Тимашевском суде и узнала о признании опубликованных сведений запрещенными от одного из клиентов, после чего судебное решение было обжаловано. «Мы намерены доказать, что райдшеринг не нарушает законов РФ»,— сказал представитель компании. Он подчеркнул, что автовладельцы-пользователи BlaBlaCar не оказывают услуг такси и не получают прибыли, а лишь частично компенсируют расходы на бензин, так как условия клиентского соглашения с автовладельцем не позволяют ему использовать сервис в коммерческих целях: программа ограничивает заявленную цену поездки и тип машины. «Райдшеринг как международное транспортное явление не первый год доказывает свою эффективность, позволяя путешествовать с меньшим бюджетом и делая использование частных автомобилей более разумным. Кроме того, такие поездки помогают соединять населенные пункты, между которыми не ходит общественный транспорт»,— добавил представитель ООО «Комьюто Рус». По его информации, у BlaBlaCar нет аналогичных судебных споров ни в других регионах России, ни в одной из стран, где работает проект.

По мнению управляющего партнера юридической фирмы «Домащенко и партнеры» Романа Домащенко, тотальный запрет на публикацию объявлений нецелесообразен. «Контролирующим структурам следует разбираться в каждом конкретном случае. Если водитель компенсирует свои расходы на бензин, это не может считаться предпринимательской деятельностью. В случае, если в обход правил сервиса владелец машины попробует заработать на перевозках по системе BlaBlaCar, это может быть основанием для привлечения к административной ответственности»,— считает юрист.

Анна Перова

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: веб-сервис, регулирование, Роскомнадзор