Биометрическая идентификация граждан заработает с 1 июля

Граждане получат возможность стать клиентом банка без явки в отделение уже с 1 июля. Кредитным организациям за такое удобство работы с клиентами придется платить по 200 руб.

Первая рабочая версия единой биометрической системы, которая позволит гражданам стать клиентом банка без явки в отделение, была представлена в понедельник, 19 февраля. Как передает корреспондент РБК, присутствовавший на презентации, ​сейчас система готова к интеграции с информационными системами участвующих в пилоте банков. В дальнейшем система будет расширяться с банковских услуг на госуслуги, здравоохранение, образование, ретейл и другие.

Как сообщили в «Ростелекоме» (разработчик системы), единая биометрическая система заработает в России с 1 июля 2018 года. Вице-президент по развитию бизнеса «Ростелекома» Александр Айвазов уточнил, что за доступ к персональным сведениям гражданина в единой идентификационной базе банки будут платить 200 руб. ​​При этом половину этой суммы будет получать банк, который первоначально участвовал в снятии первичной биометрии, а еще 100 руб. получат иные участники системы (оператор самой системы, портал госуслуг и вендоры технологических решений). Представитель «Ростелекома» не раскрыл, кто участвует в разработке платформы, отметив лишь, что для каждого параметра идентификации системы используются разные вендоры.

​Более 20 банков уже приступили к тестированию системы. Они получили возможность в тестовом режиме собирать данные и проводить удаленную идентификацию. Руководитель проектного офиса инновационного развития банка «Ак Барс» Дамир Галиев уточнил, что до вступления в силу закона все работы проводятся исключительно с виртуальными данными, полученными методом эмуляции реальных биометрических данных.

По словам члена правления ВТБ Владимира Верхошинского, объем действий, которые клиент может производить на основании биометрических данных, определяется решением банка. На начальном этапе внедрения системы пользователем будут доступны простые операции (перевод внутри своих счетов или открытие депозита на мелкие суммы), но в перспективе двух-трех лет клиентам станут доступны сложные операции, например получение ипотеки, уточнил он.

Сохранность данных

Персональные данные будут храниться в защищенном контуре, а сама система будет проходить аттестацию и сертификацию в соответствии с требованиями ФСБ, рассказал директор офиса «Цифровая идентичность» «Ростелекома» Иван Беров.

Сама цифровая платформа размещена в облачной защищенной инфраструктуре «Ростелекома», к которой банки получат доступ через специальные каналы связи Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Беров также добавил, что данные пользователей будут передаваться по защищенным каналам связи, использующим отечественные криптоалгоритмы. Для решения этой задачи «Ростелеком» разрабатывает специальное мобильное приложение со встроенными средствами криптографической защиты информации.

Оценка стоимости

Большинство опрошенных РБК представителей банков сошлись во мнении, что названная стоимость пользования удаленной идентификацией соответствуют их ожиданиям. «С точки зрения затрат банка на привлечение клиентов указанная стоимость не является высокой», — заявил, например, представитель ВТБ.

Для банков, привлекающих клиентов дистанционно, стоимость привлечения через классические каналы обходится в разы дороже, отмечает руководитель проектов Бинбанка Вячеслав Карнаушевский. Источник в банке из топ-10 пояснил, что средняя стоимость привлечения клиента на банковском рынке начинается от полутора тысяч рублей и в отдельных случаях может достигать 5–8 тыс. руб.

Член правления, директор по управлению рисками Почта Банка Святослав Емельянов соглашается, что объявленные тарифы позволят банкам окупить в ближайшие годы расходы на внедрение программно-технологических комплексов по первичному сбору биометрических данных.

Впрочем, не все участники рынка согласны с этими оценками. Руководитель проекта по биометрической идентификации Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Александр Махнев считает, что 200 руб. за каждое обращение — это слишком дорого. «Учитывая, что количество активных клиентов банка достигает миллиона человек, итоговая сумма может превышать сотни миллионов рублей», — добавляет он.

Анастасия Криворотова, Александра Посыпкина

Тематики: Финансы, Безопасность

Ключевые слова: Ростелеком, регулирование, биометрические системы