«Яндекс» перебрал алгоритмы. Участники рынка раскритиковали инициативы ФАС в области регулирования цифровых платформ

Поправки о регулировании цифровых платформ, разработанные Федеральной антимонопольной службой (ФАС), подверглись первой критике со стороны бизнеса. Участники рынка сочли, что проект направлен против товарных агрегаторов, для которых предлагаются избыточные требования. «Яндекс» и другие интернет-компании разработали альтернативу поправкам.

В офисе «Яндекса» прошло заседание тематической рабочей группы при АНО «Цифровая экономика», где обсуждались поправки к закону «О защите конкуренции», подготовленные самим «Яндексом», рассказал “Ъ” источник в интернет-отрасли. Это альтернатива инициативе ФАС, известной как пятый антимонопольный пакет. Как ранее сообщал “Ъ”, ФАС предлагает ужесточить требования к торговым платформам в интернете и ввести штрафы за использование ценовых алгоритмов, распространенных в онлайн-ритейле. При этом компании, не выполняющие предписания службы, не смогут ограничивать использование своей интеллектуальной собственности в России. ФАС также предложила дополнительные параметры, которые помогут признавать доминирующее положение цифровых платформ, например товарных агрегаторов. Предложения ФАС означают, что доминирующим игроком может быть признан, к примеру, «Яндекс.Маркет», рассказывал ранее собеседник “Ъ” на рынке онлайн-ритейла. В самом «Яндексе» ранее не комментировали поправки.

Версия поправок «Яндекса», имеющаяся у “Ъ”, фактически предлагает усложнить процесс признания торговой платформы доминирующей. Чтобы принять такое решение, антимонопольный орган должен будет принять во внимание в том числе возможности и потенциальные расходы пользователей по смене контрагента, совокупную прибыль платформы, а также барьеры выхода на рынок. Так, «использование потребителями сразу нескольких взаимозаменяемых сервисов свидетельствует о том, что барьеры доступа на такой рынок должны оцениваться как менее высокие», отмечается в комментариях к законопроекту.

Этот документ — одна из промежуточных версий для обсуждения, плод совместной работы участников тематической рабочей группы при АНО «Цифровая экономика», пояснили “Ъ” в «Яндексе», подчеркнув, что «комментарии и формулировки в документе уже изменены». Документ готовился «общими усилиями участников в рамках тематической рабочей группы, в которую входят представители самых разных компаний», настаивают в «Яндексе». Представитель ФАС сообщил “Ъ”, что в ближайшее время служба разместит проект пятого антимонопольного пакета на портале regulation.gov.ru. «О существовании иных поправок нам неизвестно»,— сообщили в ФАС.

Критикуют предложения ФАС и онлайн-ритейлеры. Так, в заключении (есть у “Ъ”) на законопроект службы, подготовленном крупным онлайн-ритейлером и направленном в ФАС, говорится, что поправки вступают в противоречие с целями и принципами закона «О защите конкуренции», законодательством о персональных данных, об интеллектуальной собственности, а также международными договорами в сфере интеллектуальной собственности. «Законопроект недостаточно обоснован, и его принятие нецелесообразно»,— отмечается в заключении. У ФАС уже есть механизмы, способные ограничивать антиконкурентное поведение владельцев цифровых платформ, также неясно, почему использование ценовых алгоритмов при мониторинге рынка является более опасным общественным деянием, чем мониторинг рынка без помощи роботов, следует из документа.

Как пояснил “Ъ” директор Института права и развития ВШЭ—Сколково Алексей Иванов, в тематическую рабочую группу по антимонопольному регулированию помимо «Яндекса» входят Mail.ru Group, Avito, Google, Сбербанк, малый и средний бизнес. В группе, по его словам, «произошел сбой в матрице», что привело к созданию альтернативного варианта законопроекта. «Мы поняли, что это неправильный подход, он дестабилизирует работу, и договорились о едином законопроекте»,— сказал господин Иванов, отметив, что «странно было бы предполагать, что крупный бизнес легко согласиться на усиление функции антимонопольного органа». Решение по итогам заседания рабочей группы будет принято в начале апреля, сообщил “Ъ” представитель АНО «Цифровая экономика» Матвей Алексеев.

Владислав Новый, Юлия Тишина

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: Яндекс, ФАС, электронная торговля, регулирование