Минстрой открывает огромный рынок цифровых услуг в ЖКХ

Минстрой открывает огромный рынок цифровых услуг в ЖКХ.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой) намерено в 2019 году ввести обязательную установку в жилых домах «умных» счетчиков — обладающих функцией дистанционной передачи показаний. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на документы ведомства.

Требование на первом этапе коснется только новостроек и домов после капремонта. В дальнейшем на «умные» счетчики хотят перевести все жилые дома. Проект реализуется в рамках «дорожной карты» по разделу «Умный город» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Для этого во втором квартале 2019 года будут внесены соответствующие изменения в законодательство РФ. Сама «обязаловка» вводится с 1 июля 2019 года.

Безотказные ТСЖ

В информации о проекте Минстроя нет четкого разделения на общедомовые счетчики (узлы учета) и квартирные, а, по словам экспертов это принципиально важно. По словам Андрея Липатова, совладельца холдинга «Теплоком», который разрабатывает и производит оборудование для учета тепла, никаких технологических препятствий для реализации проекта нет. «Последние лет пять все домовые узлы учета — и тепла, и воды, и электроэнергии — производятся в России только «умными». По моей информации, в домах, где они устанавливаются (главным образом, в новостройках), функция дистанционной передачи данных в большинстве случаев используется ресурсоснабжающими организациями или сбытовыми компаниями, которые сами осуществляют автоматический сбор (данные передаются через модем или по интернету, передачу обслуживают сотовые операторы) и обработку показаний узлов учета. По крайней мере в Петербурге это так в большинстве случаев, — утверждает Липатов. — Соответствующие затраты включаются в тариф, это прямо предусмотрено федеральным законодательством. За прошедшие годы системы отработаны — и особых проблем нет».

Как свидетельствуют председатели ТСЖ, «умные» домовые счетчики встречаются и в старых домах — тех, где изначально устанавливались обычные узлы учета. «В начале прошлого года к нам пришли из ГУП «ТЭК СПб», который снабжает нас теплом, и предложили за их счет вставить модем в наш тепловой узел. Мы, конечно, согласились — и вот уже полтора года данные по теплу передаются в ГУП «ТЭК СПб» автоматически, — рассказал Александр Бойков, председатель одного из петербургских ТСЖ. — С нас не взяли ни копейки, и даже за передачу данных ГУП «ТЭК СПб» сам платит «Мегафону». Насколько мне известно, ГУП «ТЭК СПб» проделал такую операцию во многих своих домах». Правда, такая цифровизация произошла в его доме только с тепловым узлом. Ни «Водоканал СПб», ни «Петроэлектросбыт» передовую инициативу ГУП «ТЭК СПб» не поддержали.

Автоматизированный (с использованием «умных» счетчиков) учет домового потребления встречается и в Ленобласти. В частности, это направление развивает компания «РКС-энерго». По данным компании, около 10% ее потребителей-юрлиц (предприятия и УК в жилых домах) и порядка 8% физлиц (владельцы индивидуальных домов) используют «умные счетчики».

Подобной цифровизацией начали заниматься и сотовые операторы. По словам директора по работе с массовым сегментом «Ростелеком Северо-Запад» Светланы Шамзон, «Ростелеком» по всей России готовит и запускает подобные пилотные проекты, предусматривающие обработку данных всех счетчиков (электроэнергии, холодной воды, горячей воды и тепла), кроме газовых, хотя их система допускает и такую возможность.

Квартиры отстают

Ситуация с квартирными счетчиками более сложная. Не все они производятся «умными», хотя на рынке существует такие счетчики для всех видов коммунальных услуг. «В моем, относительно новом, доме все квартирные счетчики «умные» и объединены в систему, — свидетельствует Андрей Липатов. — Сбором и обработкой данных занимается наше УК, где установлено оборудование. Оно довольно простое — обычный домашний компьютер с несложной программой». В то же время он признает, что такая цифровизация коммунальных услуг дома — большая редкость. Александр Бойков и представитель инжиниринговой компании, обслуживающей его дом, это подтверждают.

По словам Андрея Липатова, заниматься сбором и обработкой данных квартирных счетчиков ресурсоснабжающим организациям не с руки, потому что их абонентами являются не собственники квартир, а дома в целом, формально — УК. Именно они определяют, какая квартира сколько потребила ресурсов и сколько должна платить. По этой логике, именно УК должны эксплуатировать системы дистанционного сбора данных квартирных счетчиков, их обработкой и поквартирным биллингом.

Полезная цифра

«Умные» счетчики выгодны всем, говорят эксперты. Жителям и УК не нужно каждый месяц снимать показания счетчиков и отправлять их по назначению. Возникает экономия на ручном биллинге — расчете стоимости потребленных ресурсов каждой квартирой — это делает компьютерная программа. По словам Андрея Липатова, значительно облегчается обнаружение аварий в сетях и повышается оперативность их устранения. «Раньше об аварии сообщали жители, а теперь ее фиксирует сама система, поскольку данные с узлов учета передаются в режиме онлайн», — поясняет Андрей Липатов.

«Цифровизация энергоучета позволяет не только снизить затраты на сбор и обработку показаний счетчиков, но и увеличить собираемость платежей, в т.ч. за счет прозрачности начислений», — утверждает Светлана Шамзон. С этим согласны и в «РКС-энерго». «Для сетевых и сбытовых компаний такие системы учета позволят контролировать надежность электроснабжения, выявлять незаконное подключение, сокращать операционные затраты, обеспечивать адресное воздействие на неплательщиков, — уверен генеральный директор ООО «РКС-энерго» Александр Борошнин. — Мы поддерживаем инициативу Министерства строительства и ЖКХ РФ сделать установку счетчиков с функцией беспроводной передачи показаний обязательной. Данный сегмент рынка имеет очень большой потенциал».

Наибольшая польза возникает даже не от дистанционной передачи данных, а от автоматического учета потребления сотнями тысяч, а в крупных города — миллионами, квартир, что до сих пор делалось вручную. Значительно упрощается сверка данных общедомового и поквартирного потребления. Сейчас, как утверждают эксперты, главная проблема вызвана тем, что граждане сообщают данные своих счетчиков не одновременно и потому сумма квартирных расходов не совпадает с общедомовым потреблением. Цифровая автоматизация учета позволяет собирать данные всех счетчиков одномоментно.

«Умное» зависание

Накопленный опыт применения «умных счетчиков» выявил ряд проблем. «Не везде есть надежный интернет», — говорят в «РКС-энерго». Представитель инжиниринговой компании, обслуживающей домовые узлы учета, говорит также о периодическом «зависании» модемов. Риски создают и неуклюжие действия Роскомнадзора по блокировке нежелательных IP-адресов, что, как показал недавний опыт, чревато проблемами и для непричастных к конфликтам компаний.

По мнению участников рынка, всеобщая цифровизация энергоучета потребует многомиллионных затрат (хотя и растянутых во времени) на мощные серверы для хранения большого объема данных и более сложные, чем используются сейчас, компьютерные программы для обработки таких массивов данных, в том числе, биллинга. Возникает вопрос — кто за это заплатит? Ситуация усугубляется наметившейся в правительстве тенденцией устанавливать прямые договоры жителей с ресурсоснабжающими или сбытовыми компаниями, а не через УК, как сейчас по воде и теплу.

Самую большую проблему и эксперты, и участники рынка видят в намерении Минстроя цифровизировать учет коммунальных услуг в старых домах. Если домовые узлы учета, как показывает опыт ГУП «ТЭК СПб», еще можно модернизировать без особых затрат (впрочем, с водомерными узлами сложнее, поскольку они, как утверждает Александр Бойков, во многих случаях механические), то квартирные нужно полностью заменять на «умные».

Желание халявы

Сбытовые компании на такие расходы не готовы, а заставить жителей переплачивать в два — три раза за «умные» квартирные счетчики воды и тепла (данные «Теплокома») и в три — восемь раз за электросчетчики (от 7 до 12 тыс. руб. — данные РКС-энерго) практически невозможно. Добровольно на это соглашаются, как показывает опыт, лишь состоятельные собственники жилья. «Граждане скорее будут покупать переделанные счетчики, занижающие данные о реальном расходе электроэнергии, чем «умные» счетчики, — полагают в сбытовых компаниях Ленобласти, исходя из своего печального опыта. — Желание халявы очень сильно у нашего населения, особенно у владельцев индивидуальных коттеджей».

В то же время главные перспективы бизнес связывает именно со старыми домами, потому что их на порядок больше, чем новых, так что только их цифровизация создаст настоящий рынок. «По мнению ООО «РКС-энерго» оснащение умными счетчиками необходимо проводить не только в новых домах и домах после капремонта, но и менять остальных потребителям — физическим и юридическим лицам после истечения срока межповерочного интервала», — уверен Александр Борошнин.

Вводимое Минстроем требование распространяется лишь на те случаи (новые дома и после капремонта), где затраты на счетчики «тонут» в общей сумме расходов, ибо составляют пренебрежимо малую их долю. Введение «обязаловки» для миллионов жителей старых домов эксперты считают весьма политически рискованным для власти делом. Впрочем, государство могло бы ввести различные меры экономического стимулирования, полагают они.

Владимир Грязневич

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Интеграция, Регулирование, Инновации

Ключевые слова: регулирование, операторы связи, IoT, Умный город