Большинство не заметит пошлину

Изменение параметров порога налогооблагаемой стоимости интернет-покупок в объеме, предложенном Минфином, коснется лишь 5% клиентов иностранных торговых онлайн-площадок. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного исследовательским холдингом "Ромир". В экспертной среде с такими оценками не согласны.

Как указали в пресс-службе "Ромир", в опросе приняли участие 4 тыс. человек в возрасте от 18 до 60 лет, жители городов с населением свыше 500 тыс. человек. Выборка опроса репрезентирует взрослое экономически активное городское население России.

По результатам опроса "Ромир", более половины экономически активных жителей крупных городов - 57% - совершали за последний год покупки в зарубежных интернет-магазинах. Среди них самое большое количество - 30% - заказывали товары из-за границы 3-4 раза. Еще 27% за год сделали семь и более заказов. Самой активной категорией онлайн-покупателей оказались люди в возрасте от 25 до 34 лет. Из них товары из-за рубежа в течение года получали 66%. На втором месте группа респондентов от 35 до 44 лет – 63%.  

Расплачиваться в зарубежных магазинах россияне предпочитают рублями – 80% респондентов выбрали именно эту валюту. Средняя сумма заказа составила 9,1 тыс. рублей. Минимальный чек онлайн-шопинга оказался равен всего 50 рублям, а максимальный 600 тыс. Причем товары на самую крупную сумму заказали юные покупатели – в группе опрошенных до 25 лет. В возрастных группах от 25 до 34 и от 45 до 54 максимальная сумма заказа составила 300 тыс. рублей.

"Стоит отметить, что вопреки распространенному представлению, мужчины тратят в сети больше, чем женщины. Товары на 600 тыс. рублей заказали именно представители сильного пола. У женщин максимальная сумма интернет-покупок за рубежом оказалась ниже почти в три раза и составила 220 тыс. рублей", - значится в пояснении к опросу "Ромир".

Долларами за онлайн-шопинг заплатили всего 13% покупателей из России, евро и того меньше – всего 7%. Средняя сумма заказа у тех, кто расплачивался американской валютой, составила $124. Минимум оказался равен всего 68 центам. Максимум – $8,1 тыс. "Стоит отметить, что эта покупка также была сделана 24-х летним молодым человеком", - обращают внимание авторы опроса. Максимальная сумма покупок за доллары у женщин составила $3 тыс.

Участников опроса также попросили указать сумму заказа в евро (независимо от того в какой валюте они расплачивались). "Оказалось, что чаще всего заказываются товары на сумму от 10 до 50 евро. Об этом заявили 39% респондентов. Мелкие покупки на сумму до 10 евро совершили 19% опрошенных. Заказы на сумму от 50 до 100 евро сделали 16% покупателей. От 100 до 200 лишь 9%", - отмечают эксперты "Ромир".

Результаты опроса также показали¸ что только 5 % покупателей совершали покупки от 200 до 500 евро.  "Именно их, согласно предложению Минфина, коснется снижение порога стоимости, облагаемых пошлиной товаров. Таким образом, особого экономического эффекта по наполнению бюджета ожидать не стоит, - отметил руководитель исследовательского холдинга "Ромир" Андрей Милёхин. - Скорее можно говорить о приведении национального законодательства в соответствие с договоренностями, достигнутыми в рамках ЕАЭС. Большинство граждан, совершающих интернет-покупки, пока ничего не заметят".

Результаты опроса жителей крупных городов говорят о том, что пошлины платит лишь 1% покупателей – именно столько заявили, что совершали покупки стоимостью свыше 1000 евро.

"Возможно, нормативы ЕАЭС - это лишь пробный шар. Ведь обсуждаются предложения и по пошлинам на товары стоимостью от 100 евро, и введение единого 20-процентного налога на любые покупки. Пока же правительство явно не собирается форсировать вопрос", - указывают авторы опроса.

Чаще всего российские пользователи заказывают за границей одежду. Об этом заявил 51% опрошенных. Причем лидируют здесь также покупатели до 25 лет - 60%.

Аксессуары – обувь, сумки, ремни и кошельки – в интернет-магазинах за рубежом покупали 36% опрошенных. Эти предметы чаще всего интересовали респондентов в возрасте от 45 до 54 лет. Бытовую технику и электронику предпочли заказать за границей 34%. Украшения и часы, парфюмерию и косметику, а также товары для хобби в зарубежных интернет-магазинах покупали 24% опрошенных, причем украшения и часы заказывало одинаковое количество мужчин и женщин. Детские товары и игрушки из-за рубежа доставляли 22% респондентов. Реже всего за границей за последний год покупали мебель, сигареты и табак. Эту продукцию заказывали всего 3% опрошенных.          

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов, говоря с корреспондентом ComNews о результатах опроса "Ромир" и сделанных на их основе выводах, отметил следующее: "Такой результат опроса, как 5 % покупателей, совершающих покупки от 200 до 500 евро – неправдоподобен. Сложно представить, как он возможен технически. Опросы его точно дать не могут. При этом здесь существует как таковая статистика, которая действительно о чем-то говорит. Что же касается вывода "Ромир" о том, что пошлины не принесут большой выгоды, в частности, не исключено, что это – тонкий сарказм".

При этом относительно целесообразности снижения порога стоимости беспошлинного ввоза с 1 тыс. евро до 500 евро, а затем до 100 евро с точки зрения поступления средств в бюджет Александр Иванов заметил: "Целесообразности тут нет никакой если судить именно с точки зрения поступлений в бюджет. И если отталкиваться от пользы отечественному бизнесу – ведь, как свидетельствуют многочисленные исследования, никакой корреляции между развитием собственного производства и порогом беспошлинной торговли нет". Что касается того, будут ли совершать меньше покупок в зарубежных интернет-магазинах в результате снижения порога стоимости беспошлинного ввоза Александр Иванов отметил, что такого не произойдет. "Объемы покупок останутся прежними, так как люди просто прибегнут к так называемой "серой" торговле. Ее доля существенно возрастет", - указал Александр Иванов.

Влада Сюткина

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Регулирование, Web

Ключевые слова: электронная торговля, налог, регулирование