Компьютеры вернули прошлое. Продажи ноутбуков и десктопов вышли на уровень 2014 года

Российский рынок настольных компьютеров и ноутбуков после трех лет падения и стагнации вырос на 20% и вернулся на уровень 2014 года в денежном выражении. По мнению ритейлеров, покупатели начали обновлять устаревшие устройства после пика продаж, пришедшегося на 2012–2013 годы. Этот потенциал может быстро исчерпаться: многим домашним пользователям уже достаточно смартфона с большим экраном, указывают эксперты.

Продажи компьютерного оборудования (ноутбуки, стационарные компьютеры, моноблоки, мониторы и устройства печати) в России по итогам девяти месяцев 2018 года достигли около 102 млрд руб. и 4,6 млн штук, что соответственно на 20% и 13% выше, чем годом ранее, следует из данных группы «М.Видео—Эльдорадо», с которыми ознакомился “Ъ”. В денежном выражении объем продаж достиг показателей 2014 года.

Наиболее массовым остается сегмент ноутбуков. Рост в нем продолжается благодаря увеличению продаж устройств из верхнего ценового сегмента (от 40 тыс. руб.) и игровых лэптопов. Продажи ноутбуков по итогам января—сентября выросли на 14% в штуках, до 2 млн, и на 25% в деньгах, до 68 млрд руб. Лидером в штучных продажах в этом сегменте остался Lenovo, а компания Apple укрепилась в пятерке лидеров, увеличив продажи почти в два раза.

Растет спрос и на настольные компьютеры, продажи которых выросли на 11% в штуках и 16% в деньгах, до 470 тыс. устройств и 14,5 млрд руб. соответственно. Кроме того, рынок мониторов начал активный рост после рецессии, отмечают в «М.Видео—Эльдорадо»: за девять месяцев продано 880 тыс. устройств стоимостью более 8,6 млрд руб., что превышает показатели прошлого года соответственно на 13% и 22%. Сегмент принтеров и многофункциональных устройств для печати (МФУ) стабилизировался, а в деньгах спрос на струйные принтеры и МФУ даже превысил показатели 2013–2014 годов, указывают в ритейлере.

Резкое оживление рынка связано с отложенным спросом, полагает руководитель направления «Домашний офис» «М.Видео—Эльдорадо» Алексей Помозов: по прошествии пяти-шести лет после пика продаж компьютерной техники российские потребители начали активную замену оборудования. «Устаревшую технику меняют на более производительную, функциональную и, как следствие, дорогостоящую»,— отмечает он. По оценке господина Помозова, рынок компьютеров, в первую очередь ноутбуков, еще имеет потенциал для роста за счет активного спроса в игровом сегменте, развития кредитных предложений и сохраняющегося отложенного спроса.

В компании «Марвел-Дистрибуция» (поставщик Acer, Asus, Lenovo и других брендов) также отмечают рост ассортимента предложений по потребительским кредитам как один из драйверов рынка. Спрос на устройства для печати во многом обеспечил малый и средний бизнес благодаря «стабилизации посткризисного рынка». «Можно также отметить общую оттепель покупательной способности в течение последних трех лет. Но потенциал этой оттепели уже может быть исчерпан, и в 2019 году рынок уже не покажет такого роста, как в 2018-м»,— предупреждает директор департамента «Периферия, фото и аксессуары» «Марвел-Дистрибуции» Александр Розов. По его мнению, сегмент ноутбуков продолжит расти, причем средняя цена устройства в этом сегменте будет повышаться, а вот сегмент ПК уже в 2019 году достигнет своего максимума и, скорее всего, начнет стагнировать.

В объеме поставок рынок ПК пока еще так и не достиг уровня 2014 года и «вряд ли в текущих реалиях его достигнет», отмечает аналитик IDC Наталья Виноградова. «Сейчас многим домашним пользователям достаточно смартфона с большим экраном и уже не нужен компьютер»,— отмечает эксперт, напоминая, что в 2014 году доля смартфонов с размером экрана не менее 5,5 дюйма составляла 4%, а сейчас — 46%.

Юлия Тишина

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Рынок ПК

Ключевые слова: персональные компьютеры, ноутбуки