Телемедицина нуждается в обновлении нормативной базы

Действующая нормативнo-правовая база недостаточна для внедрения телемедицинских технологий в российских медицинских организациях. К таким выводам пришла Счетная палата РФ, изучив практику применения телемедицинских технологий в 2017-2018 гг. Согласно наблюдениям аудиторов, Минздрав не ведет статистическое наблюдение за внедрением и применением телемедицинских технологий. Соответственно, это не позволяет принимать своевременные управленческие решения по развитию практики.

Счетная палата выяснила, что за два последних года регионы не получили средств из федерального бюджета на услуги с применением телемедицинских технологий. "Данная помощь оплачивалась в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования, - сообщил аудитор СП Михаил Мень. - Соответствующие расходы в 2017 г. в 17 субъектах РФ составили 21,2 млн руб., а в 2018 г. в 20 регионах - 18,8 млн руб.".

По мнению Михаила Меня, для полноценного внедрения телемедицины Минздраву необходимо доработать нормативную правовую базу. На текущий момент, по данным СП, Минздрав еще не принял нормативные акты по телемедицине, предусмотренные законом "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". В самом министерстве вчера не ответили на запрос ComNews.

Кроме того, аудитор СП предлагает предусмотреть плату за телемедицинские услуги не только за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), но и за счет федерального и региональных бюджетов.

Опасность задвоения затрат

В свою очередь заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова предупредила об опасности задвоения затрат на информатизацию сферы здравоохранения. Она напомнила о том, что с 2012 г. на схожие цели уже выделялись значительные средства. В частности, Министерство цифровых технологий, связи и массовых коммуникаций РФ работает над внедрением цифровых технологий в сфере здравоохранения уже несколько лет.

Заместитель министра здравоохранения РФ Елена Бойко пояснила, что средства, выделявшиеся в предыдущие периоды на модернизацию, были потрачены преимущественно на закупку компьютерного оборудования. Понятие информационных систем законодательно не было определено, поэтому регионы трактовали его на свое усмотрение. "В 2016 г. осознали проблему, что каждый субъект реализует эти программы по-разному с учетом того, что на тот момент не было никакого законодательного регулирования, соответственно, у Минздрава не было даже полномочий к созданию единых требований к этим системам, - пояснила она. - Поэтому с 2016 г. Минздрав инициировал разработку федерального закона о применении информационных технологий".

Напомним, что закон о телемедицине вступил в силу с 1 января 2018 г. Он предусматривает возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций и консилиумов, а также дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Позднее, в январе того же года, Минздрав выпустил порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Однако Елена Бойко подчеркнула, что документ не предусматривает этапы оказания медицинской помощи, не определяет структурные подразделения, оказывающие медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, и стандарты их оснащения.

После представления документа коллегия СП направила информационные письма в Минздрав и федеральный Фонд ОМС, а также отчет и краткую информацию о результатах проверки в палаты Федерального Собрания РФ.

Возможности есть, но ограничений больше

По мнению руководителя проектов "Mail.ru Здоровье" и "Mail.ru Дети" Евгения Паперного, законодательство о телемедицине по большому счету допускает создание лишь крайне ограниченных форм телемедицины, делая нерациональным полноценное коммерческое развитие этих технологий. По сути, возможности ставить диагнозы и назначать лекарства у врачей нет. "Та "телемедицина", которую представляют себе граждане - чтобы можно было лечиться по интернету, - фактически была не разрешена, а запрещена, - говорит Евгений Паперный. - Отчет Счетной палаты касается внедрения телемедицинских сервисов в системе ОМС".

Комментируя отчет Счетной палаты, в пресс-службе Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") отметили, что действующий порядок требует дополнительного анализа и, возможно, доработки. Представители пресс-службы также указывают на то, что хоть телемедицина и стала частью законодательства, однако по закону нельзя ставить диагноз и назначать лечение. Исключение касается тех случаев, когда первый прием был очным и телемедицинская консультация оказывается повторно.

На невозможность постановки диагноза и назначения лечения на онлайн-консультации указывает и представитель пресс-службы ПАО "МегаФон". "На Западе все законодательные проволочки, связанные с телемедициной, уже разрешены, а мы пока находимся на более раннем этапе", - констатирует представитель оператора.

Впрочем, нормативная база - это не единственный фактор, который влияет на запуск телемедицинских продуктов, отмечает сооснователь и руководитель телемедицинского сервиса "Онлайн Доктор", генеральный директор ООО "Мобильные медицинские технологии" Денис Юдчиц. "Также крайне важно вырабатывание потребительской привычки, всесторонняя поддержка и популяризация услуги среди населения, образовательная работа с врачами, выстраивание административной работы. Должна также быть предусмотрена мотивация для федеральных и локальных фондов, созданы инструменты для контроля качества и количества удаленных консультаций, чтобы это было эффективно и выгодно для всех - врачей, медучреждений и, конечно, самих пациентов", - перечисляет он.

Денис Юдчиц также упомянул о важности разделения ОМС и коммерческого сектора. "Для ОМС необходимо прописывать стандарты оснащения, сформировать тарифы, согласно которым будет оказываться эта помощь, установить, кто и как может получать помощь. Необходима тарификация как для формата "врач-врач", так и "врач-пациент", для которого нужно определить также категории нозологий, в рамках которых можно будет работать согласно соответствующим тарифам", - указал он.

Как отметил глава "Онлайн Доктора", для коммерческого сектора необходимо открыть реестры иных информационных систем, обозначить критерии отбора для них, определить сроки и правила подачи заявки на получение доступа и правила работы. "Особенно важно получить доступ к ЕГИСЗ и идентифицировать пациентов, это даст существенное расширение для оказания медицинской помощи", - подчеркнул он.

Кто играет на телемедицинском рынке

За телемедицинские проекты в России уже взялись стартапы, крупные ИТ-компании, банки, страховые организации и операторы связи. Среди них такие игроки, как ООО "Яндекс" (мобильное приложение "Яндекс.Здоровье"), ПАО "Сбербанк" (медицинский сервис DocDoc), Mail.ru Group (проект Mail.ru Здоровье), группа "АльфаСтрахование", "Мобильные медицинские технологии" (сервис "Онлайн Доктор"), "МегаФон" ("МегаФон.Здоровье"), Tele2 в партнерстве с DOC+ (ООО "Новая медицина"), "Билайн" (ПАО "ВымпелКом") с "Онлайн Доктором", ПАО "МТС" совместно с федеральной сетью клиник "Медси" и др.

Из операторов пионером стал "МегаФон". Проект "МегаФон.Здоровье" работает с ноября 2017 г. Приложение разработано совместно с компанией "Телемед Хелп".

Tele2 запустил проект в области цифровой медицины в партнерстве с DOC+ в июне прошлого года.  По итогам 2018 г. компания отметила высокую удовлетворенность сервисом: средняя оценка клиентов DOC+ составляет 4,9 балла из 5 возможных. "У сервиса есть постоянные пользователи, которые обращаются повторно. Среднее время консультации - 28 минут. Самые популярные специализации врачей - это терапевт/педиатр (57%), гинеколог (20%) и гастроэнтеролог (8%). Основные темы вопросов - расшифровка анализов, на них приходится примерно треть обращений. Также за консультациями пользователи часто обращаются в путешествиях - например, когда родителям необходимо задать специалисту вопрос о здоровье ребенка", - поделились с ComNews результатами представители пресс-службы Tele2.

"Билайн" рассматривает телемедицину как одну из базовых частей экосистемы, в которую включены не только сервисы медицинских онлайн-консультаций, но и лаборатории, клиники, аптеки и другие игроки. В ноябре прошлого года оператор запустил сервис и одноименное приложение "Мой Доктор" в партнерстве с "Онлайн Доктором".

Что касается "Онлайн Доктора" Денис Юдчиц рассказал ComNews о том, что по результатам прошлого года к их сервису подключилось более 500 тыс. клиентов. К концу 2019 г. "Онлайн Доктор" планирует увеличить цифру до 900 тыс.

МТС совместно с федеральной сетью клиник "Медси" (АО "Группа компаний "Медси") запустила приложение SmartMed в апреле прошлого года. Как отмечает представитель пресс-службы МТС, в первый год работы сервиса количество пользователей прирастало более чем на 30% ежемесячно. "В IV квартале 2018 г. динамика ежемесячного прироста выросла в пять раз. В приложении наиболее востребованы терапевты, педиатры и кардиологи", - сообщил представитель оператора. Также осенью МТС начала продавать в своей рознице пакеты телемедицинских услуг с  включенными онлайн- и офлайн-консультациями.

Анна Устинова

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, телемедицина, электронные услуги