Клиники отворачиваются от телемедицины. В этом виноваты законодательные барьеры

Вступивший год назад в силу закон о телемедицине не способствовал развитию отрасли, а, наоборот, привел к потере к ней интереса со стороны медучреждений. Это следует из опроса представителей более сотни клиник. Так, в 2018 году 72% клиник внедрили в своих учреждениях телемедицину, но только 67% готовы продолжить развивать ее в 2019 году. Это может быть связано с рядом до сих пор не решенных Минздравом регуляторных вопросов.

В 2018 году, с начала которого в России начал действовать закон о телемедицине, 72% клиник запустили телемедицинские консультации. Это следует из опроса телемедицинского сервиса Ondoc, проведенного среди 112 представителей медучреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Центрального, Сибирского, Приволжского, Северо-Западного, Дальневосточного и Уральского федеральных округов, а также Крыма. Из них 95% составили представители частных клиник.

Согласно опросу, в среднем в медучреждениях 17% врачей проводят телемедицинские консультации, которые занимают 20% их рабочего времени. Средняя оценка эффективности телемедицины для бизнеса, под которой подразумевается в том числе прибыль, составляет три балла из пяти. Представитель Ondoc Яна Кубрик объясняет невысокий показатель тем, что вступивший год назад в силу закон до сих пор дорабатывается принятием новых подзаконных актов, в связи с чем отрасль до конца не отрегулирована. Кроме того, по ее словам, представители клиник ожидали большего спроса на телемедицинские услуги, но для этого нужны были усилия со стороны самих медучреждений в виде маркетинговых кампаний.

Вероятно, поэтому только 67% опрошенных считают, что онлайн-консультации пользуются спросом, и столько же готовы развивать телемедицину в 2019 году. По словам госпожи Кубрик, минимум 5% респондентов в течение 2018 года разочаровались в телемедицине.

В среднем в 2018 году клиники проводили 170 консультаций в месяц. В исследовании отмечается, что в опросе участвовали разные по масштабу медучреждения, отличающиеся по объему выручки и количеству филиалов. Поэтому в числе респондентов были те, кто проводил пять консультаций в месяц, и те, кто 300, следует из отчета. Большая часть опрошенных (55%) использует телемедицину для сопровождения клиентов, 45% — для консультаций через телемедицинские сервисы, 9% — в рамках страховых полисов. По мнению опрошенных представителей клиник, в 2019 году наибольшим спросом будут пользоваться все-таки не телемедицинские консультации, а онлайн-запись к врачу. Так считают 44% респондентов. В востребованности непосредственно телемедицины уверен 41% опрошенных, удаленного наблюдения за состоянием пациентов — 37%, сопровождения — 34%, мониторинга пациентов с помощью носимых устройств — 24%.

По мнению гендиректора «Мобильных медицинских технологий» (управляет сервисом «Онлайн доктор») Дениса Юдчица, барьеров для развития телемедицины частными клиниками практически нет. Они есть только для госучреждений и самих телемедицинских сервисов, отмечает господин Юдчиц. По его словам, за год власти так и не разработали нормативный акт, определяющий порядок подключения к единой системе идентификации и аутентификации. Это стало обязательным для компаний, оказывающих платные телемедицинские услуги, после принятия год назад соответствующего нормативного акта.

Для развития телемедицины при государственном финансировании нужно внести телемедицинские консультации в номенклатуру медицинских услуг и определить соответствующие тарифы, но это решение Минздрав также еще не принял, добавляет господин Юдчиц.

Опрошенные “Ъ” представители частных клиник также считают, что развитию телемедицины препятствует ряд законодательных барьеров. Если власти урегулируют возможность удаленной постановки диагноза, телемедицинские сервисы будут пользоваться большим спросом, считают в «Медси». По мнению управляющего партнера «Доктор рядом» Максима Чернина, для развития законодательной базы необходимы совместные усилия участников рынка.

Мария Котова

Тематики: Интеграция, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, телемедицина, информационные технологии в здравоохранении