Центробанк сможет блокировать сайты в Рунете

Готовящийся законопроект разрешит Центробанку осуществлять внесудебную блокировку сайтов, которые явно нарушают российское финансовое законодательство. Те же интернет-ресурсы, действия которых можно рассматривать как спорные в отношении нарушения законодательства, будут блокироваться через Мосгорсуд.

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, который теперь позволяет Центробанку блокировать сайты в интернете, нарушающие законодательство в финансовой сфере.

Законопроект представляет из себя поправки к Закону «Об информации, об информационных технологиях и защите информации» и Гражданско-процессуальный кодекс. Авторами законопроекта является ряд депутатов и сенаторов, в их числе спикер Госдумы Вячеслав Володин, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель Комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков и другие. Документ был разработан во исполнение поручения Президента России Владимира Путина.

Типы сайтов, подпадающие под внесудебную блокировку со стороны ЦБ РФ

Новый законопроект предоставляет Центробанку полномочия по внесудебной блокировке сайтов нескольких категорий. Речь идет о сайтах, которые по мнению ЦБ РФ вводят клиентов и партнеров кредитных организаций (банков) и некредитных финансовых организаций в заблуждение относительно принадлежности распространяемой с них информации. Под блокировку подпадут, в частности, сайты, имеющие похожие доменные имена, вводящие в заблуждение своим оформлением или содержанием.

Помимо этого Центробанку разрешили без инициализации судебного расследования блокировать сайты, которые рекламируют финансовые пирамиды и вводят клиентов банков в заблуждение.

Следующее направление для внесудебной блокировки - сайты, связанные с предложением и предоставлением на территории РФ финансовых услуг, определенных в Законе «О защите конкуренции», но осуществляемые лицами, не имеющими права на их оказание в соответствие с российским законодательством.

Еще одна категория сайтов, подпадающая под запрет - это «финансовые пирамиды». Согласно законопроекту, их можно распознать по использованию ресурсов, «связанных с осуществлением на территории России деятельности по привлечению денежных средств и иного имущества физических и юридических лиц, при котором выплата дохода и предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и иного имущества иных физических и юридических лиц при отсутствии инвестиционной и иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и иного имущества».

Бороться с фишингом намерены через Мосгорсуд

Блокировка сайтов, «позволяющих осуществить неправомерный доступ к информационным системам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, электронным средствам платежа и техническим устройствам их клиентов, используемым при предоставлении финансовых услуг, или информации, необходимой для ее получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», будет осуществляться с привлечением судебного механизма.

Для их блокировки Центробанку потребуется обратиться в Мосгорсуд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Мосгорсуд будет рассматривать такие дела на правах первой инстанции.

Порядок рассмотрения подобных дел будет аналогичен порядку блокировки пиратских ресурсов.

Сначала Центробанк передаст в Мосгорсуд заявление в электронном виде о блокировке доступа к тому или иному ресурсу. Затем Мосгорсуд может вынести определение о введение предварительных обеспечительных мер в отношении соответствующего ресурса. Наконец Роскомнадзор предоставит владельцу ресурса и его хостинг-провайдеру три дня на удаленное спорной информации. В случае отказа или неисполнения распоряжения доступ к ресурсу будет заблокирован с территории России.

Со своей стороны, Центробанку потребуется в течение 15 дней подать к владельцу ресурса полноценный иск в Мосгорсуд, иначе действие предварительных обеспечительных будет прекращено и сайт будет разблокирован.

Законопроект отмечает, что к данной категории ресурсов также могут быть отнесены сайты, предоставляющие неправомерный доступ к конфиденциальной информации о клиентах финансовых организаций. Речь идет о фишинговых сайтах, которые похищают данные клиентов банков и платежных систем, а затем торгуют ими или используют для взлома счетов.

Вступление законопроекта в законную силу

В случае одобрения закон вступит в силу через 180 дней после его принятия. Задержка связана с тем, что необходимо время для принятия правительством соответствующих подзаконных актов.

Рубрики: Регулирование, Web

Ключевые слова: регулирование, Рунет